» » Психология развития интегрального сообщества - 9

Психология развития интегрального сообщества - 9

11.11.2011 (Сергей Сергеев) в Социальная психология, 3 403 просмотра Ссылки. Распечатать

Оздоровительная программа для общества

Учимся у истории

Психология интегрального сообществаУчастники беседы:

Михаэль Лайтманизвестный ученый-исследователь в области классической каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World Wisdom Council), основатель Международной академии Каббалы.

Анатолий Ульяновсертифицированный гештальт-терапевт Европейской Ассоциации Гештальт Терапевтов (ЕАГТ), преподаватель психологии в Высшей школе эстетического воспитания "Краса России", тренер и преподаватель Международной Академии Лидерства, научный консультант многих телевизионных программ.

– В истории за любым явлением, которое приобретало массовый характер, всегда стояла так называемая школа, а во главе ее – какой-то авторитетный человек.

Стоит ли создавать научный аппарат, писать диссертации, готовить специалистов? Потому что люди задают вопрос: «Все прекрасно, но откуда это?»

– Основы этой методики мы черпаем из древних источников. Они попали к нам из Вавилона, где впервые обнаружилась та же проблема – интегральное общество оказалось соединено между собой неправильными эгоистическими связями.

Жители Вавилона задумали построить сообща башню до неба, но вдруг обнаружили, что они друг друга не понимают. Вавилонское столпотворение, смешение языков – это и есть внутреннее непонимание друг друга, потому что эгоисты.

И эти эгоисты, не понимающие друг друга, начинают строить что-то вместе. Естественно, у них ничего из этого не получилось – башня развалилась. И они разбрелись, разочаровавшись в объединении, по миру в разные стороны.

Об этом очень интересно писал Иосиф Флавий. Три миллиона человек (тогда это была целая цивилизация) находились на небольшой территории, ограниченной реками Тигр и Евфрат. В изобилии солнце и вода, люди выращивали ячмень, пшеницу, чеснок, ловили и вялили рыбу. Это пища содержала все необходимые микроэлементы. Прекрасные условия для древней цивилизации. И вдруг оказывается, что жители Вавилона не в состоянии быть вместе... И разбредаются, кто куда... Практически, каждая семья, племена, цеха, ушли в разных направлениях и образовали народы.

Но им было куда уйти, этим смогли смягчить свое состояние.

Как спасти цивилизацию

Сегодня мы находимся в том же состоянии. Мы строим нашу цивилизацию, как ту «башню до неба», желая всё проглотить. Выкачиваем из земли последние капли того, что в ней есть: минералы, металлы, полезные ископаемые, уголь, нефть, газ. Но в конце трубы, которую человечество засунуло в землю, начинает зиять пустота...

И понимаем, что дальше – конец, потому что той цивилизации, которую мы построили, не на чем держаться.

И возникает очень серьезный вопрос: «Что же мы делаем?! Как нам опомниться? Как заранее, до прихода конца, воспитать людей...?»

Во-первых, надо показать человечеству, что этот конец близок. Если бы оно могло заглянуть в эту трубу и увидеть, что там – пустота! Ни солнце, ни атомные электростанции не смогут заменить нефть, газ, воду. На литре нефти автомобиль проезжает десять километров. У нас нет другого горючего материала, такой энергии, накопленной в литре жидкости, которая может дать такой результат. То есть наша цивилизация, она – нефтяная, и с исчезновением нефти ей конец!

Единственное, что нам надо – срочно сбросить потребление до минимального уровня. Мы должны использовать оставшиеся ресурсы, лишь обеспечивая необходимое для существования. Никто при этом не будет голодать и ни в чем себе не отказывать. Нормально просуществовать! Как у обычной современной семьи, должна быть квартира, работа у всех членов общества, средства для воспитания и образования детей.

Для этого нужно ввести идеологию добровольного ограничения снизу доверху: накормить голодных, уровень жизни богатых снизить до нормального уровня. Практически – это социализм.

Кто на него согласится? Какие страдания смогут вынудить нас перераспределить все возможные ресурсы? Cделать членов общества равными, едиными между собой, находящимися в правильных взаимоотношениях?

Для того чтобы нам прийти к такой системе, надо начать чувствовать абсолютную зависимость друг от друга, как в одной семье. Этого у современного человека нет совершенно, и ему это абсолютно безразлично. Ему уже не нужна ни семья, ни дети, ни кто, ни что. Его интересует только, как хорошо провести время, которое ему природа отвела на это существование, называемое жизнь.

Есть ли у нас время заниматься воспитанием? Это длительный процесс, который требует сначала создания целой системы. К сожалению, мы находимся в цейтноте, потому что используем оставшиеся ресурсы за 10-15 лет, и потом ничего не будет. Это данные из опубликованных и неопубликованных исследований.

Поэтому наша методика интегрального воспитания обращена, в первую очередь, к родителям, мы рассчитываем на природный инстинкт человека спасать своих детей. Давайте сделаем из них людей! Давайте подготовим их к этому неизбежному, необходимому будущему взаимодействию всех со всеми!

Человек, который правильно войдет в интеграцию, от этого выиграет. Он не просто будет воспитанным, у него будут необходимые навыки для выживания. Потому что выживет не сильный – нечего будет отбирать друг от друга. Выживет только тот, кто приспособится, поймет, что интеграция, взаимосвязь, взаимное поручительство, уступки, связи, объединение – это зов природы. А цель природы – привести человечество к подобию себе.

Эту систему необходимо развивать на всех языках через Интернет – другого выхода нет. И обращаться, в первую очередь, к родителям. Потому что дети – наше будущее. Те, кому сегодня 10 лет, через 10 лет будет 20, и они будут этим новым человечеством. Надо нам делать всё ради них.

Я думаю, что это – единственный выход: обратиться к эгоистическому природному желанию человека обеспечить своих детей надежной программой жизни.

Если просто обращаться к людям – это глас вопиющего в пустыне. А обращаясь к родителям, мы задеваем чувствительную точку.

Воспитание масс через телевидение

– У вас есть целостная, гармоничная методика, основывающаяся на древних источника и законах природы. Мы уже видим результаты на примере детей, которые у вас воспитываются. Но это далеко от народа. Каким образом нам преодолеть эту дистанцию, выстроить лестницу, чтобы донести до родителей эту методику?

– Я думаю, что надо создавать телевизионные программы. Телевидение – это то, что есть в каждом доме. Должен быть общероссийский канал, естественно, бесплатный, по которому бы постоянно транслировались максимально интересно сделанные, приятные для просмотра программы.

Это телевидение, угодное и властям и богатым людям, приведет народ к спокойствию, к дружелюбию, к понижению напряженности. Направлено на воспитание детей и гармонирует с запросом общества в чем-то вернуться к положительным аспектам социализма. Не требовать от властей на данный момент никакого перераспределения, говорить только о воспитании.

Мы не говорим о том, что уже сегодня начинаем перераспределять собственность и делать ее доступной всему населению или всему миру. Мы говорим о том, что нам надо воспитывать население в дружбе, в сотрудничестве, во взаимном соединении. Официально у такой позиции не может быть противников.

Конечно, всевозможные националистические движения всегда могут в чем-то увидеть несоответствие с собой. Но это очень незначительные силы! А такая идеология может быть очень полезна для России, – мы знаем, какие там огромные проблемы. Тем более что Россия ищет идею, которую сможет предложить всему миру!

Эта идея – беспроигрышная! Она естественная! Она никого не вынуждает! В той мере, в которой востребовано единение людей для их же выживания (мы увидим это в ближайшие годы), в той мере мы и будем ее реализовывать в жизнь. А до этого мы просто слушаем и понимаем, учимся... Как студент учится 5-6 лет, а лишь потом идет на производство и там применяет свои знания.

– Прошло несколько месяцев с тех пор, как мы говорим открыто о нашей методике, и уже есть большое количество заинтересовавшихся людей, в том числе, известные ученые, академики, специалисты с мировым именем. Они хотят активно с нами сотрудничать. Мы должны идти на взаимодействие с ними?

– С удовольствием. Где эти люди? Что они хотели бы услышать от меня? Я готов со всеми разговаривать, объяснять и развивать это, потому что я, в принципе, пока что один. А взаимодействие с другими людьми и на междисциплинарных пространствах могло бы помочь многое выяснить и добавить.

Пути реализация методики

– Необходимо ли эту методику с высоты ее мудрости донести до каждого человека? Кто должен выполнить эту задачу? Деятели искусства, ученые, воспитатели? Какие каналы мы можем использовать? Или мы используем вообще всё, что есть в наличии?

– Мы можем на эту тему ставить театральные постановки, снимать документальные и художественные фильмы, создавать телевизионные и компьютерные игры. Можем проводить по этой теме викторины, диспуты по телевидению и в прессе.

Если это методика, которая говорит о будущем общества, о его формате, то она может захватить любые слои этого общества. Существуют всевозможные виды ее реализации, демонстрации человеку. Я считаю, что этим должно заинтересоваться государство.

Это можно сделать через тех людей, которые через докладные записки, советы доносят свои идеи наверх. В любом обществе, в любом государстве существуют научно-исследовательские институты, социологические, политэкономические группы, к мнению которых прислушиваются. Через них можно воздействовать.

Стоит также заинтересовать редакторов телевидения. Всё-таки эта тема – очень интересная. Если в ее обсуждении будут участвовать несколько известных людей, то, конечно, это будет интересно, и они смогут себе позволить и с точки зрения безопасности выдвигать такие идеи на суд публики.

Кто разрешил? – Специалисты

– Когда мы представляем эту методику, люди видят, насколько она интересна, – а это чувствуется сразу, и все об этом говорят, – первый же вопрос, который возникает: «Откуда это взялось?».

Люди в России так устроены, что для них должен существовать ответ на вопрос «кто разрешил». И, как правило, если это авторитет, то они успокаиваются и включаются в процесс.

– Я думаю, таким авторитетом могут быть известные современники.

Возможно, нам не надо показывать это в виде древней методики, которая исходит из Вавилона, а говорить о том, что это мнение специалистов: экономистов, социологов, психологов, которые приходят к такому выводу. И каждый говорит со своей точки зрения, каким должно быть общество ближайшего будущего.

Природа вынуждает нас воспитывать молодое поколение. Мы говорим сейчас не о себе, не о взрослых людях, мы говорим о воспитании детей.

Ни в одном государстве сегодня нет явной программы воспитания. Все министерства образования, включая ЮНЕСКО – я об этом знаю не понаслышке – находятся в плачевном состоянии. У них нет никакой идеологии, нет никаких конкретных планов. Они готовы выслушать любого, у кого есть идеи в этом направлении, потому что своих нет.

Если мы начинаем предлагать идею интегрального образования, а об этом уже говорят и психологи, и социологи, и воспитатели, и учителя, то показываем необходимость этого в рамках выяснения, что такое общество будущего...

Будущего – в надежде на то, что оно преодолеет сегодняшний многоплановый системный кризис, внутри которого лежит просто человеческий эгоизм.

Как над ним начинать приподниматься? Как воспитывать человека, чтобы он мог контактировать с другими людьми, не закрываться, уметь правильно создать семью, нормально сосуществовать с супругами и детьми? В России это актуально, как нигде. Этим мы вызовем в обществе настоятельную потребность решения этого вопроса.

Я не вижу здесь никаких препятствий со стороны церкви, школы, семьи, государства. Никто не может возразить против движения к соединению людей. По крайней мере, явных возражений не должно быть.

Итак, начинать надо с министерства образования.

Самовоспитание взрослых и детей

– Для реализации этой методики необходимы специально подготовленные воспитатели, понимающие в интегральном воспитании. Каким образом организовать их подготовку?

– Стоит открывать телевизионные курсы для всех возрастных групп населения. Этими воспитателями могут быть десятилетние мальчики и девочки, их сорокалетние родители и даже дедушки и бабушки. Все будут учиться.

Для тех, кто после прохождения этого телевизионного курса, допустим трехмесячного, захочет учиться дальше, есть возможность стать профессиональным воспитателем. Мы их приглашаем. Они приходят на собеседование. Мы смотрим, каким образом они абсорбировали, впитали в себя, усвоили азы, а главное, дух! Мы чувствуем, как они могут взаимодействовать с людьми, в частности, с детьми. Даем им стипендию и начинаем обучать. И одновременно с обучением они входят в контакт с детьми и формируют группы.

Дети после окончания занятий в обычной школе (тут мы ничего не меняем), собираются в группе продленного дня. И там они охвачены интегральным воспитанием. Устраиваются диспуты, обсуждения, развиваются контакты, правильно улаживаются конфликты.

По телевидению проводятся курсы для этих групп – показательные занятия, а они в своих группах их реализуют. То есть начинается система подготовки, система стажировки и дальнейшего развитие всей этой системы.

Каждый находит себе там место. Нам необходимо огромное количество воспитателей. А в стране существует скрытая безработица. Воспитателям выплачивается средняя зарплата. Дети заняты. Практически нет больших денежных затрат.

В итоге получается, что мы вовлекаем и детей, и огромное количество взрослого населения в самовоспитание и воспитание. Этот процесс – он взаимный, идет постоянно и в самом человеке, и в его соединении с другими.

Я думаю, что можно ожидать серьезный результат в течение ближайших месяцев. Общество оздоровится, и все затраты окупятся.

На такие реформы мы можем просить и требовать средства у богатых людей, которым просто будет стыдно в этом не участвовать, потому что речь идет о будущем страны.

Такая государственная программа на фоне сегодняшнего «разбитого корыта» в воспитании, в образовании это – благородное дело. Так оно и должно восприниматься.

Нам не надо никого убеждать. Существует огромное количество ученых, психологов, социологов, политологов, которые понимают, что для современного общества это, действительно, лекарство.

Практика, пример, интеракция

– У меня есть знакомая, которая занимается идеологией в школе – образовательном центре, где обучается несколько тысяч детей. Она смотрела наши передачи и очень заинтересовалась.

Она спрашивает, каким образом это можно реализовать у себя в школе, потому что там очень много ограничений, инструкций и так далее. Ее вопрос: «Можно ли какие-то элементы из этой методики начинать вводить уже в живой школе? Или это целостная методика, и она «по кускам» просто не будет работать?»

– Эта методика идет и по частям, в любом виде, неважно, в какой последовательности. И я считаю, что трансляция должна вестись из всероссийского телевизионного центра, где разрабатывается эта методика. Туда приглашаются опытные группы детей и воспитателей, которые буквально на себе демонстрируют всевозможные методы воспитания: судебные разборки, диспуты, объяснения, всевозможные вовлечения в какие-то игры, общение – отдельно мальчики, отдельно девочки.

Правильно – если мы будем постоянно давать пример, и все будут ему следовать, чтобы избежать на месте перегибов. Исправлять ошибки – это намного хуже.

Это будет интересно детям и гарантирует надежность воспитателям. И одновременно мы можем рассылать им пособия. Сегодня мы имеем связь со всеми регионами России. Так что, нет проблемы доставить свое сообщение в любое место и получить одновременно обратную связь. Сделать всё интерактивным.

– Какие принципы мы будем предлагать реализовывать в первую очередь учителям, у которых уже есть площадка, есть дети, и есть вопрос? Что в начале, а что, так сказать, оставить на закуску?

– Все зависит от возраста детей. Должно быть строгое разделение по возрастам.

Есть методика, которая подходит буквально с трех лет и далее до шести, с шести до девяти, с девяти до двенадцати-тринадцати и далее.

Если это возрастные группы от трех до шести и от шести до девяти лет, то здесь нет места для теории и пространных объяснений, а лишь практика. Дети этого возраста изучают этот мир, они тянут все в рот, щупают руками, вынося из этого свои ощущения. Всё их исследование мира – оно чувственное, а не вербальное. Более старшие же получают объяснения, записывают.

После девяти лет ребенку нужны объяснения параллельно с действием: что мы сделали, почему, выполнили несколько последовательных действий, к чему пришли в результате. Тут уже выясняется система, человеку дают объяснения, он становится как бы воспитателем себя.

Детям старше тринадцати лет необходим уже строго логический подход: откуда, почему, что такое природа, география, история... Объяснение нашего нынешнего состояния, почему мы обязаны быть взаимосвязаны. А связаны можем быть или плохими или хорошими узами. Что нам выгодно? К чему обязаны прийти? И так далее.

А взрослым, конечно, в первую очередь требуются не игры, а объяснения. Такие расширенные ток-шоу. В России любят дискуссии. И, конечно, это должно быть солидно.

Воспитание малолетних преступников

– К нам поступает огромное количество запросов от организаций, которые занимаются детьми, имеющими отклонениями в поведении, которые не смогли вписаться в структуру – например, малолетние преступники. Эти организации говорят: «Приходите, делайте, что хотите». Потому что у них окончательно опустились руки, вообще не знают, что делать. Сто?ит ли начать с ними диалог?

– Эти организации, во-первых, открыты нам, и поэтому они хороши. Во-вторых, в них существует возможность содержать преподавателей и воспитателей.

Значит, мы должны туда зайти, но в первую очередь, заниматься психологией.

Дети, находящиеся там, невосприимчивы ни к чему, замкнуты в себе. У них существует определенная норма поведения, которая жестко зафиксирована и не позволяет им ничего слышать. Но они готовы слушать о себе: «Что движет мной? Почему это движет мной или другим? Почему он такой?» – и так далее.

Подходить к ним надо с позиций общей психологии. Это интересно. Это раскрывает человеку себя и поведение остальных: «Почему он такой? Почему дерется?». Заснимите их издали, начните показывать, кто они такие, это их уколет. Они увидят себя со стороны на прогулке, в драке, и начинайте объяснять, что движет каждым из них, – почему каждый из них так поступает.

Вы их заинтересуете. Они начнут видеть себя со стороны, слышать о мотивах своего поведения, о которых даже не догадывались. Это их раздразнит. Насторожит.

И тогда вы сможете начать с ними разговаривать: «Что за темные силы внутри человека вынуждают его так поступать. Это он сам? Или это природа нарочно с ним играет, как бы издевается над ним, делает из него урода вопреки всему? А он, как марионетка, должен двигаться под ее указку».

Если мы это им покажем, то легко заденем каждого из них, потому что такой ребенок держится гусем перед остальными, да и перед самим собой. Потеря собственного достоинства – это самое ужасное, что может быть в такой среде. Значит, если мы сможем до них добраться этим первым уколом самолюбия, то их завоюем и сможем работать с ними. То есть надо привести их к такому состоянию, когда самолюбие будет на самом деле удовлетворено.

Мы должны раскрыть, что сейчас они подневольны, работают под влиянием инстинктов, практически играют роль, которая внутри них запрограммирована, и сами собой они ничего не представляют. А сыграть себя самого можно другим образом. И начать работать с изменением ролей: я вместо тебя, ты вместо него и так далее.

Когда мы начинаем обучать их играть друг друга, входить друг в друга, дети начинают друг друга лучше понимать. А отсюда и дальше прямой путь к тому, что они будут смотреть друг на друга, изучать, понимать, включаться один в другого. Когда ребенок играет роль другого, он внутри себя создает его модель, и тогда он сможет каким-то образом прийти к соединению, соприкосновению, пониманию с другим.

Я думаю, что колонии, исправительные учреждения (поскольку там дети находятся в закрытом пространстве) представляют собой идеальную возможность для воспитания. Только подход там нужен очень продуманный, необходимо терпение, особенно на первых порах. Но это будет работать быстро. Если мы используем видеосъемку и затем психологический анализ, – а проблемные дети к этому очень восприимчивы, потому что у них развитое самолюбие, – то сможем сделать там большие успехи.

– Я в восьмидесятые годы служил в советской армии, и она к тому времени была построена во многом, как уголовные структуры. Внешне – одно, а на деле – совсем другое... Днем – патриотические разговоры, а вечером – издевательства, крайне отвратительные формы взаимоотношений.

И я очень хорошо помню, что эти дневные хорошие разговоры, наоборот, раздражали еще сильнее, вызывали ярость, потому что был колоссальный разрыв между тем, что происходит ночью в тех же уголовных, практически, сообществах, и тем, о чем говорится днем.

Когда мы начнем применять нашу методику, что будет происходить с этим разрывом? Что делать с ночными зверствами?

– Когда человек начинает играть кроме своей роли еще и роль другого человека, то начинает видеть, что движет им, и у него уже пропадает мотивация поступать так, как он поступал раньше. Уже нет энергии для тех же действий. Потому что это – не он, это что-то в нем сидит и движет. Он уже раздражается на самого себя.

Я уверен, это сразу начнет сказываться на поведении ребенка и в замкнутых коллективах, и в открытых обществах.

Оздоравительная программа для общества

– Предположим, мы создаём идеальную среду, в которой формируется человек, в данном случае ребенок, но потом ему предстоит интеграция в общество.

Сейчас в России существует такая ситуация, что интегрироваться не во что. Общества не существует, общественные институты разрушены. И дети никуда не стремятся потому, что видят, им некуда идти.

Воспитывая этих детей на законах природы, мы создаем вместе с их ростом новые социальные институты? Или они все-таки вынуждены будут внедряться во что-то аморфное, совершенно непонятное? Это большая проблема.

– Мы должны, ничего не нарушая и не создавая ничего нового, дойти до каждого человека с нашей системой воспитания. Сейчас мы говорили с вами не об обществе, а о детях.

Если речь идет об обществе, то здесь нужна специальная государственная программа, которая бы сводилась к тому, что любой человек на своем рабочем месте получал бы от работодателя час времени каждый день для просмотра и участия в такой программе во время работы. Он бы продолжал бы получать ту же зарплату, но час времени обязан был бы заниматься.

Это совместный просмотр телепередач на рабочем месте, когда люди из одного или нескольких отделов собираются в одном помещении. Мы транслируем им определенную психологическую программу. Они видят группу, которая показывает им пример взаимодействия и анализа конкретных конфликтных ситуаций.

На каждом предприятии должен находиться подготовленный воспитатель, который после просмотра нескольких таких программ, начнет работать с с этими людьми. Всё настроено на то, чтобы показать человеку, что объединение выше своего эгоизма – оно плодотворно.

Думаю, результат мгновенно почувствует весь коллектив, в том числе и благодарный хозяин, которому будет не жалко часа в день на то, чтобы его работники этим занимались. Но это уже не школьная программа. Хотя идет, практически, по той же методике. Мы показываем человеку, кто он такой, что им движет, как подниматься над собой, включаться в другого, выходить из себя. Задействованы ролевые игры, когда играя разные роли, мы видим себя со стороны.

– Вы сказали, что это – благородное дело. Действительно, особенно у русских, это срабатывает.

– Существует внутренний постоянный запрос на то, чтобы видеть себя особым обществом – благородным, правильным. В России почиталась французская культура, аристократтичность. И вообще русский человек всегда хотел гордиться чем-то, что существует в нем.

Думаю, что мы увидим, как люди начнут понимать и благожелательно принимать этот подход. Эта программа, подготовленная, в первую очередь, для наших детей, оздоравливает общество, делает его сплоченным, благожелательным, понижает напряжение, преступность, – она должна быть принята с благодарностью. И государство должно ее поддержать. Если ее правильно подать через нескольких видных, известных ученых, общественных деятелей, то здесь неудачи быть не может.

У нас нет другого выхода. Не сейчас, так через несколько лет, это будет еще более востребовано и необходимо, но жалко упущенного времени!

Новые правила игры

– Вы много раз говорили, что выбора нет, что человек, который начинает использовать методику интегрального воспитания, получает шанс выжить. А у человека, который продолжает жить разрушителем, шансов нет. Когда вы говорите «выжить», что имеете в виду?

– Я имею в виду, что общество раскалывается на две разные части: удачников и неудачников. Первые аккумулируют огромное количество излишеств, богатств, знаний, силы, власти и всего прочего; а неудачники обречены на медленное вымирание. Это деревня, колхозы, иностранные рабочие...

Из-за прозябания в своей жизни человеку безразлична окружающая среда, двор, город, парки, лес, природа.

Мы увидим благотворность этого воспитания на всём, что нас окружает. Нам надо продемонстрировать, что это всё – отношение человека к себе и остальным, к своему окружению.

– Есть такая популярная настольная игра, называется «Монополия». Она появилась после распада Советского Союза. Когда мы начали играть в нее, то столкнулись с таким феноменом, что как только один человек начинает выигрывать, он быстро скупает всё, и у остальных ничего не остается, они становятся нищими в этой игре. А победитель выигрывает моментально и бесповоротно.

Мы не могли понять, в чем дело. Потом зглянули в правила игры и поняли, что только ознакомившись с ними, начинаешь уже играть по-настоящему.

Если взять метафору: «Мы предлагаем новые правила игры, следуя которым, можно избавиться от поляризации?»

– Мы понимаем, что общество очень легко превратить в диктатуру. И тогда вообще оно перестанет быть обществом.

Демократические общества в мире существовали или существуют при наличии множества оговорок, законов и ограничений, потому что природа человека направлена на то, чтобы все скупить, подмять под себя, никому ничего не дать, а делиться с другими только в той мере, в которой они могут тебе угодить или чем-то услужить – это закон эгоизма.

Вся, так называемая, наша демократия, построена на том, чтобы не дать разыграться одному эгоисту, нужно, чтобы принимали участие еще люди, то есть создать круг эгоистов. Им – можно, а остальным – немного хуже, мы им дадим тоже что-то для существования; а еще более широкому и более низкому кругу – еще меньше. То есть ради самосохранения строится иерархия эгоистического общества.

Миром управляют единицы и небольшая группа, члены которой прекрасно знают друг друга, владеют всем. А все остальные имеют то, что им перепадает. Так это организовано сверху.

Но сейчас-то мы приходим к состоянию, когда и эти великие понимают конечность своего существования. И, несмотря на то, что у них будет огромное количество драгоценных металлов, камней, валюты – это не спасет, потому что без того, чтобы стать интегральным миром, мы просто поглотим сами себя, как раковая опухоль и перестанем существовать. Поэтому, я думаю, что есть к кому обращаться, есть к чему приходить.

Нам не следует думать о том, как создавать новую монополию, хотя она вся построена, как вы говорите, на так называемых антимонопольных законах, когда мы ограничиваем эгоизм. Но это не выход. Мы видим, к чему приходит мир.

Если бы мы могли самоограничением эгоизма достичь цели, то двигались так вперед и далее. Но мы его ограничиваем относительно какого-то определенного уровня в обществе, относительно классов. Но при этом всё равно приходим к неудержимому истощению природы. Мы всего лишь находимся на маленьком шарике! И вот здесь мы с нашим эгоизмом ничего сделать не можем. Он у нас оказывается интегральным. Мы начинаем всё поглощать.

Так что, нам не поможет введение огромного количества законов. Поэтому я считаю, что, наоборот, самые демократически развитые страны будут ощущать проблемы еще бо?льшие, чем Россия.

– Сейчас в это сложно поверить...

Ранее существовали так называемые манифесты – какое-то обращение, которое закладывалось в основу идеологии. И я в сложных ситуациях, в какие-то тяжелые моменты, вспоминал пункты этого манифеста, и мне это давало силы.

Могли бы мы создать манифест интегрального воспитания, на который все, кто будет участвовать в этом процессе, смогли бы опираться, как некоторую основу?

– Я об этом, откровенно говоря, не думал, потому что вообще у меня не было в планах обращаться ни к кому наверх. Я видел, что это бесполезно.

Сегодня все изменилось... Но в предыдущие годы это, конечно, было нереально. Мир был поглощен погоней за собственным истощением. Можно предложить манифест интегрального образования, можно попробовать его составить: основные положения, основные принципы, для разных социальных, возрастных групп...

Желательно вокруг этого предварительного манифеста, начать какое-то обсуждение, посылать его всевозможным специалистам – социологам, психологам, философам, экономистам, чтобы они могли дать свой отзыв, что-то добавить. В соответствии с этим реально будет видна заранее реакция на всю методику, и можно будет что-то дорабатывать или исправлять. И видеть этих людей соавторами этого манифеста.

Я бы попробовал. Начнем работать над ним!

5
Отзывы: 1
Похожие публикации по теме:
Психология развития интегрального сообщества - 16: преобразование школы Интегральное воспитание человечества Решение проблем – в преобразовании школы Вопрос: Некоторые люди уже начали воплощать методику интегрального воспитания в жизнь. Появился первый опыт и первые…
Психология развития интегрального сообщества - 18: в плену эгоизма Интегральное воспитание человечества Зло, облаченное в добро Вопрос: В методике интегрального воспитания нельзя давать человеку отрицательную подпитку плохим примером. В психологии все происходит…
Психология развития интегрального сообщества - 26. Часть 2. Противостояние с природой Интегральное воспитание человечества Ясно обозначенная цель Часть 2. А. Ульянов: В психологии характер человека условно разделяется на сферы, одна из которых – мотивационная. Предположим, я ставлю…
Психология развития интегрального сообщества - 17 Интегральное воспитание человечества Контакт на чувственном уровне Вопрос: Задача психологической части курса интегрального воспитания – научить людей общаться друг с другом, слышать друг друга и…
Психология развития интегрального сообщества - 11: для воспитателей Инструкторы интегрального воспитания Теория и практика для воспитателей – Сегодняшняя тема – подготовка инструкторов интегрального воспитания: методика, сложные пограничные вопросы, накопившиеся из…
Психология развития интегрального сообщества - 23 Интегральное воспитание человечества Накопление духовного потенциала Вопрос: Какое значение в интегральном воспитании и образовании имеет подготовка к следующему учебному дню, какой она должны…
Уважаемый гость, вы зашли на сайт как незарегистрированный посетитель. Чтобы пользоваться всеми возможностями: вносить понравившиеся публикации в свое избранное, узнавать об обновлениях, – рекомендуем зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить комментарий на сайт
Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.