» » Психология развития интегрального сообщества - 2

Психология развития интегрального сообщества - 2

05.11.2011 (Сергей Сергеев) в Социальная психология, 3 175 просмотров Ссылки. Распечатать

Создание интегральной среды

Гиперактивность – проблема века

Психология интегрального сообществаУчастники беседы:

Михаэль Лайтманизвестный ученый-исследователь в области классической каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World Wisdom Council), основатель Международной академии Каббалы.

Анатолий Ульяновсертифицированный гештальт-терапевт Европейской Ассоциации Гештальт Терапевтов (ЕАГТ), преподаватель психологии в Высшей школе эстетического воспитания "Краса России", тренер и преподаватель Международной Академии Лидерства, научный консультант многих телевизионных программ.

Я хотел бы выяснить понятие "граница".

Когда современные дети собираются вместе, с ними начинает происходить что-то непонятное – они как будто превращаются в неуправляемых животных. И взрослые предъявляют постоянные претензии в том, что дети не управляемы, что они ведут себя как обезьяны, что нет никакого воспитания и так далее.

Что это за явление и каким образом нам относиться к гиперактивности детей?

– Гиперактивность – проблема века, она существует давно, десятки лет.

Мы сначала ее не разглядели. Нам казалось, что это какая-то болезнь, отклонение – бывает так. Но потом мы заметили, что это явление, а вскоре оно превратилось в норму. Мы говорим уже о том, что новое поколение – иное: эгоистичное, подталкиваемое изнутри совершенно новыми по качеству и очень мощными импульсами.

Нельзя подходить к нему с прошлыми мерками и решать, выходит их поведение за рамки или нет, потому что их рамки – новые, все у них – новое. Мы называем это гиперактивностью, но это не гипер, это просто их норма.

Они не могут правильно вписаться в наши косные рамки. Но это не их, а наша вина, поэтому мы должны срочно пересмотреть свои стандарты поведения и начать по другому относиться к детям, чтобы не держать их в тюрьме. Мы пытаемся навязать им свою норму поведения, свои ограничения. А они уже не могут так жить.

Когда-то люди могли спокойно прожить всю жизнь в деревне, никогда ее не покидая. Сегодня и в деревне живут другие люди. Они обязаны оттуда выезжать, путешествовать, много видеть и знать, чтобы возвращаясь в свои родные пенаты, иметь связь со всем миром. Люди теперь другие!

Нам необходимо обуздать себя, а не детей.

Но это сделать очень сложно. У нас же есть привычки.

– Ну, конечно. Легче всего переломать детей. Но ничего не получится, потому что этим мы ломаем природу.

Она нам показывает новый этап своего развития – вот он, человек будущего. Не исправленный, не завершенный, не слепленный, но это его исконные исходные данные, его желания, движения, внутренние порывы. И это вызов нам. Мы должны на него ответить.

Вы называете современных детей «людьми будущего», а многие родители и воспитатели говорят, что они больше похожи на обезьян.

Одна моя знакомая держала обезьяну дома. Я сам убедился, насколько это неуправляемое, тупое, все разрушающее животное. И вот сейчас многие люди приписывают своим детям именно такую модель поведения.

– Я уверен, что если бы взяли над этой обезьяной правильное шефство, то она бы стала есть вилкой и ножом, повязав себе салфетку. И прекрасно смотрелась бы за столом.

Человек, если его не воспитывать, будет вести себя так, будто только что вышел из лесу. Все зависит от окружающего общества. Поэтому мы должны создавать детям современное окружение, соответствующее запросам нашего века.

Нельзя говорить: «Мы не можем с ними ничего сделать, потому что они не такие как мы». Ну, и что? Разве можно так относиться к нашим детям, к самому дорогому, что у нас есть? Это просто поразительно, насколько мы эгоистичны.

Системы воспитания не существует. Система образования – да, потому что мы хотим от них отвязаться, дать им какую-то специальность и спровадить. А воспитывать – нет. Мы из них не строим людей. Делая что-то для детей, мы не заботимся об их удобстве. Мы не задаемся целью согласовать свои действия с их природой.

В них сегодня существуют и проявляются огромные желания, порывы, неусидчивость, невнимательность, то есть огромный внутренний темп. Как нам сделать так, чтобы им было просто, легко, свободно, чтобы они чувствовали себя хорошо?

Какая разница, какой мир мы построим? Любой, только чтобы им было хорошо. Ведь таким должно быть отношение к детям? Почему же его нет у нас? Мы такие эгоисты – взрослые, мы желаем их сломать под себя и только.

Совместное владение ресурсами

В психологии понятие «граница» определяется там, где мои интересы сталкиваются с интересами людей, которые меня окружают. И очень часто бывает, что ресурс ограниченный. Тогда возникают две парадигмы: либо я уступаю ресурс другому человеку, либо я отвоевываю этот ресурс.

И у меня такой вопрос: концепция интегрального общества, человека будущего – это уступать или отвоевывать?

– Не то и не другое. Утверждать общее, только лишь общее. Нет твоего и моего. И ты, и я должны владеть ресурсом вместе, не каждый – своей половиной, а общим ресурсом. Это является целью интегрального воспитания.

Когда американцы пытались цивилизовать индейцев, столкнулись с такой проблемой: у индейцев не было частной собственности. Они не понимали, что такое «украсть», что такое «взять чужое», потому что у них там все было общее.

Вы сейчас говорите о чем-то подобном. Значит, частной собственности как таковой не должно быть?

– Да. Но у индейцев не было частной собственности до зарождения эгоизма. Он и сейчас у них на очень низкой стадии развития. Я знаком с этими народами – немножко наблюдал их в Канаде.

А мы сегодня находимся на самом пике развития эгоизма. Он в нас огромен, требует непрерывного индивидуального насыщения, вопреки и даже во зло всем. Я наслаждаюсь от того, что я выше других. Чем хуже другому, тем я чувствую себя лучше.

На этой стадии мы должны создать общество, в котором я бы чувствовал, что все принадлежит всем, в том числе и я принадлежу всем, а не себе. Не должно быть во мне ничего такого, что я мог бы назвать своим личным «я», а только «мы» и только «наше».

Мы, а не индейцы должны к этому сегодня прийти. Такая работа требует огромных усилий, воспитания, образования, но это будет уже серьезным исправлением природы человека. Исправленный эгоизм даст нам ощутить совсем иное мироздание, иной уровень, просто другой мир!

Я хочу уточнить. Предположим: есть пять детей и три стула, и все пятеро хотят сидеть. Каким образом это можно организовать?

– Надо воспитывать их так, чтобы не стремились усесться на стул, а если стульев не хватает, все сидели на полу. Или, по крайней мере, все бы настаивали на том, чтобы сел другой. Мы должны привить им понимание того, что если лучше другому, то хорошо мне.

Это не просто, но дети воспринимают это естественно, особенно в возрасте до девяти-десяти лет. Гораздо естественней, чем двенадцатилетние подростки или юноши семнадцати-восемнадцати лет. В этот период можно создать предпосылки для решения проблем «мое», «твое», «наше».

Необходимы соответствующие СМИ

Социальные психологи, изучая природу современного западного человека, говорят о том, что там действует закон взаимного обмена «ты – мне, я – тебе». И что даже дружба определяется как отложенное по времени «ты – мне, я – тебе». То есть современный человек весь пронизан этой идеей обмена. То, что Вы описываете, это принципиально другая парадигма, другое мировоззрение.

Каким образом мы, люди пропитанные законом обмена, эгоизмом, сможем создать другую парадигму и передать ее детям?

– Мы должны создать соответствующие средства массовой информации, воздействия на человека. Об этом мечтали коммунисты в России, для этого они построили социалистическую систему при Советской Власти. Но ничего не добились, потому что хотели навязать свое мировоззрение.

Мы не навязываем. Мы показываем людям состояние мира, природы, ее вызов нам, ее глобальность, интегральность. Она обязывает нас быть такими же, как она сама, то есть уподобиться ей. А мы ей противоположны.

У нас нет другого выхода. Мы должны объяснять им, что все, происходящее в мире, является следствием нашего подобия или не подобия окружающей среде. Мы единственные не находимся в гармонии с ней, чем вызываем все проблемы, кризисы в природе, эксцессы между всеми ее слоями и нами.

Надо создать такую систему воспитания, которая постоянно, ежесекундно давала бы нам положительные примеры – через книги, театр, кино, интернет, телевидение. Все, что находится у нас перед глазами, должно объяснять: что хорошо для нас, что – плохо, в чем мы подобны природе, а в чем – нет и каким образом работает эта обратная связь.

Природа не знает пощады, и уже занесен над нами меч, готовый рубить. Закон всемирного тяготения неизменен. Можно обращаться к нему и молить о милосердии, но если ты оступился на крыше десятиэтажного дома, то ты падаешь с десятого этажа. Не важно – ты хороший или плохой.

В обществе, где все интегрально связаны друг с другом как одно единое целое, все находятся под влиянием одного закона. И не важно кто как поступает – существует так называемое «условие поручительства», при котором все зависят от всех. То есть каждый отвечает за всех и ни с кого не спрашивается по отдельности.

Постоянно объясняя людям, где мы находимся и в какой капкан попали, показывая им, что у нас нет другого выхода, мы будем создавать такую систему воспитания, которая сделает человека другим. А вот добровольно или поневоле будем создавать – зависит от необходимости.

При советской власти «условие поручительства» не могло осуществиться, потому что его насаждала воля партии. Коммунисты, Ленин пытались осуществить марксистские идеи в самой отсталой европейско-азиатской стране, в которой всего несколько десятков лет назад было отменено крепостное право. Практически, Россия от крепостного права не освободилась.

И сегодня, в двадцать первом веке, у людей осталась ментальность крепостных. Они согласны на это, и хотят только сильную руку и батюшку барина. Поэтому здесь требуется серьезное воспитание всех, без исключения, людей. Это можно сделать, имея интернет и телевидение, чего не было в начале двадцатого века, при становлении советской власти.

Но самое главное – у нас есть опора. Мы не исполняем волю партии или желание каких-то групп людей на этом заработать, или во что бы то ни стало привести свою идеологию к победе.

Природа вынуждает нас быть такими, поэтому здесь мы апеллируем только к ней.

Мы исследуем ее законы, но не навязываем их никому. Только для того, чтобы выжить, мы обязаны ей уподобиться, то есть стать интегральными, глобально связанными друг с другом и с ней, как все ее остальные части, потому что мы являемся одной из частей природы, а не властвуем над ней.

То, о чем Вы говорите, сейчас очевидно только исследователям, углубленно изучающим природу.

– Но они могут предоставить нам все необходимые данные.

А люди искусства, изучив эти законы, облачат их в такие формы воздействия, как массовая информация, культура. Создадут на эту тему спектакли, фильмы. Их можно будет показывать вместе с нынешними фильмами, рисующими ужасный конец света. Это поможет людям понять почему именно так все происходит, куда мы вдруг пришли и как можно это исправить, поможет понять, что силы исправления заложены в природе.

Россия очень восприимчива к понятию «мы»

Сейчас, когда мы создаем детскую группу, мы видим, что родители довольны, что в свободное время их дети участвуют в этой программе.

Но как только встает вопрос о школьном образовании, здесь как будто переключение происходит – родители предпочитают старую программу. Они говорят: "Ваше интегральное воспитание – это хорошо в свободное время, а учеба все-таки важнее".

Как это изменить?

– Родители должны увидеть современную систему. Можно быть счастливым дворником, правда, мы этого не понимаем, особенно в России это не идеал. Идеалом является удачливый грабитель...

Взяточник, чиновник.

– Да, чиновник – это замечательно. Сидишь и распоряжаешься государственными силами, а получаешь в собственный карман. Конечно, там это большая проблема. С одной стороны.

Но с другой стороны, народ в России более восприимчив к понятию «мы». У него хоть и нет желания что-то делать, но чувство плеча очень развито. И сегодня люди голосуют за сталинизм, ленинизм, готовы подчиняться какой-то руководящей линии. Им просто не за что бороться. Для таких людей можно сделать подходящую методику, которой они проникнутся.

В России сложилось общество с такой ментальностью, для которой интернациональная интегральная система связи между людьми вполне приемлема. Она решает и очень многие внутренние проблемы.

Ведь до сих пор это многонациональное общество раздирают всевозможные противоречия между регионами и Москвой, между бывшими союзными республиками. И только интегральная связь, которую природа обязует нас создать, решит все проблемы.

У народов, проживающих на территории России и сопредельных государств, есть уникальная историческая возможность проявить себя перед всем миром, потому что они более предрасположены к реализации интегрального воспитания. Этим они покажут всему миру свою особенность, что так желанно русским.

Этой идеей можно увлечь народ, потому что он готов голодать, только чтобы быть в чем-то выше других. А здесь – настоящее возвышение, огромное моральное удовлетворение, благодарность человечества, освобожденного от эгоизма. Здесь есть очень много того, что найдет в массах отклик.

Создание вокруг ребенка интегральной среды

В одной из предыдущих передач Вы говорили о том, что ребенка нужно воспитывать так, чтобы он с раннего детства воспринимал мир целостно.

– Только. Мы же находимся в глобальном мире. Сегодня это уже многим понятно. Чему мы обучаем ребенка? Быть приспособленным к миру.

Мы должны ставить перед трехлетним ребенком глобус и крутить его?

– Но он же в этом существует. И даже раньше, чем в три года.

Пусть он еще не понимает, что такое глобус, а просто играет с этим шариком. Но у ребенка остается впечатление о нем.

 Вы можете не помнить, но в подсознании у вас остались картинки – воспоминания об очень раннем возрасте, практически с нуля и до года. Их можно вызвать: вот вы лежите, вас пеленают, кормят, моют. А вы еще не видите ни себя, ни мира, но уже что-то есть. Изнутри смотрит взрослый человек, а снаружи – это еще маленькое тело. Мы обращаем внимание только на тело.

Те образы, идеи, которые ребенок схватывает до девяти, десятилетнего возраста, являются основой его развития. После этого он их только формирует, реализует и дальше ничего уже нельзя изменить.

Если не заложить в ребенке основы правильного воспитания в эти годы, такое воспитание станет невозможным. У него уже будут другие идеи, другие примеры поведения, отношения. Поэтому надо это делать буквально с нулевого возраста, по крайней мере – с трех лет.

Когда педагоги и родители взаимодействуют с детьми, они сталкиваются с тем, что сложно подстроиться под ребенка, потому что он очень нестабилен. То бегает, то кричит, то падает на землю и валяется. А может вообще выйти из комнаты, потому что ему так захотелось.

Мы должны его ограничивать или как-то использовать эту динамику?

– Вы ничего не должны с ним делать. Нужно создать вокруг него нарочито интегральную среду. Больше ничего.

Что это значит?

– А это значит, что в такой среде он зависит от всех и все зависят от него. Он должен это понимать без объяснений, но если нужно, то объясняйте ему, показывая мир.

Кто вы такой? Вы экскурсовод по миру, в котором он оказался. Значит, вы должны этот мир показать, продемонстрировать как он работает. Покажите как вы относитесь к другим, другие – к вам, как вы делитесь, что-то делаете. Он должен все это видеть.

И постепенно, на основе очень тонких обратных связей, показывайте ему, что если он не участвует во всем наравне со всеми и не принимает во внимание других, не желает быть интегрально связанным с ними, то и к нему относятся не так, как он хочет. В этом причина его страданий.

Тогда ребенок начнет понимать эту систему изнутри, изучать ее из жизни. Знаете, жизнь учит палкой, маленькими неприятностями: вот так к тебе отнеслись, так-то сделала мама, нянька, окружающие дети. То есть он должен получать вознаграждение и наказание за свое правильное отношение к интегральному окружению.

Ну хорошо, ребенок во время какого-то общего действия подошел и ударил, предположим, воспитателя ногой – такое бывает.

– Если вы возмете неподготовленного ребенка с улицы и введете в такую систему, то, конечно, у него будут ужасные состояния, ведь он не понимает что, как, зачем.

Мы говорим о тех детях, которых начали воспитывать с самого рождения. Нам надо как-то облегчить себе жизнь. Нельзя переламывать детей уже эгоистически сложившихся, нужно начинать с новеньких. Мы к этому пришли на своем опыте.

А затем, постепенно, можно принимать в эту среду и неисправленных детей, развивавшихся в неправильной среде. Имея свое сильное окружение, мы можем вводить в него посторонних и исправлять их. Потому что исправление происходит только под влиянием примера окружающих.

Уподобление природе дает уверенность

Родители обеспокоены тем, что растущий в таком обществе ребенок, может оказаться излишне зависимым от мнения окружающих и потеряет независимость.

– Я считаю это глупостью.

Самая большая сила, которая все обеспечивает в мире, – это сила природы. Если я ей подобен, мне нечего бояться. Я не буду выглядеть слабеньким, постоянно обороняющимся, живущим в страхе, в ожидании удара. Эта жизнь действительно хуже смерти, отсутствия существования. Наоборот, я буду выглядеть сильным, независимым, здравым, спокойным, уравновешенным.

Кроме того, я не представляю разумного родителя, который говорит ребенку: "Будь сильным, вооружайся; кто-то в пяти метрах от тебя плюнул – ты его убей; кто-то ругнулся сзади – повернись и выстрели в него".

Мы все-таки настраиваем детей на мягкое отношение к окружающим, потому что оно самое безопасное. Мы говорим: "Не задирайся, отойди, не имей дело с этими людьми, относись к другим правильно, с добром". Это создает вокруг ребенка более благожелательную среду, уменьшает вероятность того, что ему навредят.

И всегда родители так напутствовали детей: будь мягким, добрым, отдались от дурного, злого и приблизься к хорошему. В любых обществах это работает, тем более в глобальном, интегральном, к которому мы идем, потому что природа вынуждает нас его создать и существовать в нем.

Такой человек может заниматься спортом, физическим развитием, он может быть сильным, но не будет эту силу применять. Он развивает свое тело, потому что хочет чувствовать себя уверенным, не настраиваясь заранее на агрессию. И не более того.

Сейчас, когда мы начали реализовывать методику, встал вопрос о мастерских, где ребенок будет реализовывать свои уникальные способности – мастерские пения, игры на музыкальных инструментах, математики и так далее.

У детей в определенном возрасте есть потребность научиться каким-нибудь единоборствам. Есть смысл создавать такой кружок, в котором ребенок почувствовал бы силу, достоинство, чтобы он защищал, а не нападал?

– Мы считаем, что любые игры должны быть командными. Если выигрывает вся команда, то я чувствую себя победителем вместе с остальными, но ни в коем случае не кем-то выделяющимся. Игра должна быть элементом воспитания. Но если я настраиваю человека против другого, то это противоречит требованию природы.

Возможно, в каких-то обстоятельствах это умение может пригодиться. Но я, правда, не вижу, чтобы люди, владеющие всевозможными единоборствами, были удачными, чтобы им приходилось защищаться таким образом, что благодаря этому они спасли свою жизнь, окружающих.

Мне кажется, что все это – реклама для хозяев таких клубов.

Природа не устраивает очевидных доказательств необходимости быть физически сильными, преобладающими над другими. Не только отдельные люди отличаются друг от друга, но и народы есть разные, одни физически более выносливые и сильные, другие более слабые Это не влияет ни на что.

Только подобие природе приводит каждого человека и народ в целом к комфортному состоянию.

Вы говорили о том, что должна преобладать именно общественная собственность. И упомянули коммунистическую Россию начала двадцатого века, где все, вроде, было общественным, но отношение к общественной собственности было самым плохим.

– Из-за полного отсутствия воспитания. Только говорили о том, что надо воспитывать людей, но не знали, как к этому подойти. Поэтому вместо воспитания было насилие. То есть вынуждали человека поступать не в соответствии с его воспитанием, лишая поддержки окружающей среды.

Как он должен действовать? Кричать о том, что все общественное ему дороже своего?

Он этого не видел, потому что тогда еще никак не заявляли о себе законы интегральной природы. Они только сейчас начинают проявляться, и мы постепенно готовим к этому людей, начиная с детей самого нежного возраста. Они – следующее поколение – почувствуют настоятельную потребность в иных взаимосвязях.

Как занять и чем прокормить 7 миллиардов человек

Есть наблюдение, что человек в разных обществах субъективно воспринимает понятие "свое". Одни считают своей только квартиру, на происходящее в подъезде им наплевать, они туда мусор выбрасывают. А у кого-то своим является город.

Интегральный человек, которого Вы описываете, заботится обо все мире?

– Да, он к этому приходит постепенно, нельзя требовать от людей все сразу. Мы должны заботиться не о человеке, а об окружающей среде, потому что она его воспитывает. То есть мы должны создавать вокруг человека такую среду, которая бы его воспитывала.

Сегодня в мире есть огромное количество безработных и производится множество лишних товаров. Если мы освободим еще и тех людей, которые производят лишнее, то обнаружим, что из семи миллиардов людей работать должны полмиллиарда, а остальным делать нечего. Как им прокормиться?

Мы дадим всем зарплату, сделав создание правильной окружающей среды всеобщей обязанностью. Должны быть мировые, региональные, городские, районные организации, вся деятельность которых была бы направлена только на то, чтобы пропагандировать этот интегральный образ существования.

Ты работаешь на этой работе, значит являешься воспитателем остальных, создавай плакаты, фильмы, картины, книги, говори об этом. А тебе задание – ходить по улицам и улыбаться встречным. Да, да, да! Для всех найдется работа, а эти полмиллиарда прокормят остальных и не будут производить лишнего, засоряя земной шар.

Такой подход дает правильное применение людям. Они начинают благо относиться к остальным, потому что это является их обязанностью. А остальные воспринимают это как нормы нового поведения.

Неважно, что за это получают деньги, а важно, что они привычку превращают во вторую натуру. И этим вызывают на себя благожелательное воздействие природы – ведь они становятся подобными ей.

Мы только сегодня начинаем исследовать влияние на природу наших мыслей и желаний. Удивительно, как цветы, звери воспринимают добро и начинают по-доброму относиться к нам. А люди более чувствительны, чем растения и животные.

Уподобляясь природе, мы вызовем огромное положительное воздействие на мир, и он действительно станет другим. Для этого нужно создать хорошую систему воспитания и задействовать в ней миллиарды безработных, которые занимались бы именно этой работой.

Эта огромная армия людей потребуется для воспитания молодого поколения, составляющего примерно половину всего человечества. Воспитателей – не преподавателей разных дисциплин, а тех, кто будут давать им примеры правильного поведения в глобальном обществе, – должно быть столько же, сколько и воспитуемых.

Тогда мы обнаружим себя в том интегральном механизме, в который природа нас загоняет. Вдруг, мы начинаем – как в автомобильном сцеплении – соединяться шестеренками. Оп, я уже не могу никуда двигаться. Что же мне делать?

В этом механизме должны быть и правильные шестеренки, которые говорят: «Ты не обязан крутиться вместе со всеми. Аннулируй себя и увидишь, что все крутятся по твоему желанию, как у Емели дурочка – по его хотению.  Когда ты это делаешь, у тебя есть свобода».

Когда Вы описываете эту картину, я вспоминаю детство. И у нас были эпизоды взаимодействия друг с другом. Была удивительная атмосфера, строили вместе крепости из снега. Но после этого приходили хулиганы, все разрушали, били нас.

Вы считаете, что если мы правильно выстроим эту систему, то хулиганов там просто не будет?

– Представьте, что вы набираете на работу три миллиарда человек и начинаете их обучать. Они пока ничего не делают, только являются студентами вашего университета.

Все сидят перед экранами телевидения и по мировому виртуальному каналу обучаются на своих языках, изучая мир, в котором живут, и за это им платят деньги. Они пишут работы, отчеты, занимаются как в школе для всех возрастов, от двадцатилетнего и до самой глубокой старости. Голодных и бездомных обеспечивают всем необходимым. Работа, за которую они получат стипендию, будет заключаться в учебе, выполнении домашних заданий.

Все должны пройти такое обучение, получая стипендию, позволяющую нормально, безбедно жить. А через полгода вы поручаете им быть воспитателями по этой системе – полдня. Вторую половину рабочего дня они продолжают заниматься. Постепенно они сами входят в эту систему, начинают между собой и с другими вести себя так, как их учат.

Обеспечивая всех необходимой работой, вы создаете нормальную атмосферу. Природа уравновешивается и перестает наказывать нас землетрясениями, цунами, ураганами... Только мы вызываем все эти проблемы, потому что человеческий разум, желания, побуждения сильнее всего воздействуют на природу.

У меня, как и у многих неисправленных людей, все равно остаются вопросы, беспокойство и страх: куда денутся разрушители, отниматели, грабители, все люди, которые могут воспользоваться этой тонкой и во многом построенной на сверхчувствительных вещах действительностью? Придут и отнимут все, и сами поселятся в ней?

– Вы понимаете, что в этой системе задействована половина населения Земли? Кто может против этой системы восстать? Где эти грабители, деятели и разбойники? Их просто задавят массой, они не смогут высунуть из нее носа. Причем, им тоже предлагается нормальное существование, зарплата наравне со всеми, у всех совершенно одинаковая. Я не думаю, что возникнут такие сложности.

Будет много проблем. Но все они решаемы, потому что нам деваться некуда, нас природа заставляет их решать. Если мы ей не подчинимся, не будем ей соответствовать, – нам конец. Вы можете сколько угодно рассуждать и философствовать, но здесь работает закон природы. Это только набросок, который нужно разрабатывать.

С такими ресурсами, которые есть сегодня в мире, половина человечества испытывает голод, а вторая половина не знает куда ей деваться от излишеств. Исправляя этот избыточно-недостаточный перекос, мы получим нормальное человеческое общество.

Главное – оно должно быть подобным природе, внутренне уравновешенным, добрым, хорошим. Тогда мы избавимся от страха быть уничтоженными.

Я понимаю, Вы не любите слово «наказание», но хоть какая-то жесткая рука должна быть или нет? Ремень, который «пожалеешь – испортишь ребенка»? Из того, что Вы говорите получается, что этому вообще нет места.

– Нет, место конечно есть.

В каком виде, как?

– В виде очень сильного общественного порицания. Но оно должно быть взвешенно, чтобы «не убить» человека в человеке, не растоптать его достоинство. Воздействовать на человека нужно уважением, общественным поощрением, по-другому невозможно.

Отъявленный распоследний бандит тоже гордится: «Я – вор в законе. Ты смотри кто я, какая у меня наколка. Уважай!»

 Нет более сильного воздействия на эти элементы, чем предоставление им возможности себя поднять, или, наоборот, поместить в такую среду, которая пренебрегает ими.

У них гипертрофированное отношение к собственному «я» и на нем легко играть. Это же просто маленькие дети, которыми можно манипулировать как угодно, давая возможность себя показать, или, наоборот, немножко порицая, показывая, что здесь он может унизить себя в глазах других.

Я – взрослый человек, вокруг меня находятся дети. Вдруг я сталкиваюсь с каким-то проявлением ребенка, которое меня расстраивает. Я могу ребенку показать, что меня это расстраивает?

– Это не воспитание. Воспитывает окружающая, равная нам среда. Ваше недовольство должно быть проявлено через его сверстников. Они для него – уважаемая среда, их мнение важно.

А взрослый находится сверху, его эмоции воспринимаются ребенком как гром с неба. Ты «гремишь» на весь мир, но ты же не рядом со мной, ты – не мой. Не надо выступать против ребенка, делать из него противника – это заранее поднимает эгоизм. А поставив его в нейтральную позицию, на примере другого показать как действовать правильно.

Влияния мы достигаем тем, что дети обсуждают, судят, защищают, исследуют себя, просматривая картины своего поведения. Мы демонстрируем детям любые фрагменты их поведения, обсуждаем поступки. И ребенок начинает понимать, что будучи в такой ситуации, он поступил бы так же.

В нашем воспитании самое главное – обучение ребенка по таким вот сценам. Это дает возможность проводить диспуты, анализ поведения других, который затем он переносит на себя.

Взрослые – это те же невоспитанные дети

Картина школы будущего, в которой дети так взаимодействуют, очень привлекательна для меня и для многих людей, с ней знакомых.

 Можно ли использовать для взрослых все те приемы, о которых Вы рассказываете?

– Взрослые – это те же невоспитанные дети, но они не знают этого. Вы видите, чем занимаются на телевидении, какие беседы ведут: как выйти замуж, похудеть, что-то приготовить. Но людей привлекает общение.

Самое главное – это общение, причем такое, при котором можно подсмотреть живую жизнь. Поэтому такие обсуждения, которые мы проводим со своими детьми, были бы самыми полезными для общества. Только их надо красиво, правильно оформить, чтобы они привлекали, были динамичными. Они будут самыми востребованными телевизионными программами – я уверен.

Люди, не получившие в детстве интегрального воспитания, не знают, как можно выйти из себя, поставить себя рядом с собой, а в себя поместить другого человека, или поместиться в другого человека, или взять его свойства себе.

Если их не обучали этим приемам, то они не умеют правильно взаимодействовать друг с другом и, конечно, они несчастны. Бродят как в потемках, толкаются, ссорятся и обижаются.

Необходимо научить детей "облачаться" друг в друга, понимать другого, обвинять его, защищать, помогать и вредить, чтобы все это было исследовано каждым на жизненных примерах в кружках, в телевизионных передачах.

Мы должны начать подготовку к тому, чтобы все население земли ввести в новую образовательную систему. Без этого нам не выжить. Поэтому возраст ученика не важен. Не имеет значения – это взрослый человек или ребенок. Дети занимаются в этой системе в течение всего дня, для взрослых мы должны сделать тоже самое.

И та половина миллиарда, которая обслуживает всех остальных, тоже будет заниматься в этой системе – полдня учиться, другую половину дня выпонять необходимые работы. Мы обязаны это сделать. Без этого человечество не выживет.

Мы входим в систему, в которой все являемся шестеренками. Сейчас, под воздействием педали сцепления – природы, начинаем входить в контакт с друг другом. Еще немного и мы начнем крутиться вместе. Я уже чувствую, как цепляюсь за других, но проявляя даже немного самостоятельности, обнаруживаю проблемы.

Причина всех кризисов в том, что мы крутимся не вместе. Результат – в системе начинается торможение, и мы не крутимся вообще. Это картина коллапса, мирового кризиса во всех сферах деятельности людей.

Что у нас останется? Как мы будем обслуживать друг друга? Природа начнет нас исключать. Японию, ближневосточные страны, Россию она исключила, практически, из всего мирового производства. Смотрите, что делается с Америкой, как она падает. А что будет с остальными странами? Останется в мире только террор как прогрессивная форма деятельности? Все остальное падает, только он поднимается и расцветает. К чему мы приходим?

Я думаю, что мы преодолеем собственное сопротивление и поймем, что только всемирное образование, воспитание, обязывающее каждого учиться, приведет нас к гармонии.

Хочу спросить еще об одном аспекет группового взаимодействия.

Предположим, у человека хорошо получаются стихи. Он написал одно стихотворение – понравилось. А потом он начинает заваливать этими стихами группу.

Стоит его каким-то образом остановить, отрегулировать этот процесс, или мы должны бесконечно терпеть?

– Да, с этим и мы сталкиваемся. В какой-то момент человек начинает понимать, что он может влиять на других. И он это делает от всего сердца, с добрыми намерениями. Но такая любовь убивает.

Как же быть с такими людьми? Я не знаю, у меня нет на это готового ответа. Я сталкиваюсь с этими проблемами, и сам от них страдаю – меня заваливают множеством всяких произведений, планами, пожеланиями то-то сделать.

Мы живем в период, когда человечество переходит от эгоистического, потребительского общества к обществу равновесия, интегральному. Конечно, в такое время мы находимся в неравновесном состоянии. У людей еще отсутствует чувство меры, умение сделать так, чтобы остальным было удобно рядом с ним, нет обратной связи. Нет такого чувства, но оно появится, надо только продолжать это воспитание.

Я вижу по людям, обучающимся в нашей системе, насколько эта учеба меняет их. Они уже ничего не навязывают другим, умеют правильно реагировать. И даже новенькие, оказавшись среди них, очень быстро адаптируются и приходят к взаимному равновесию.

Это придет ко всем, надо набраться терпения. Человечество похоже на ребенка. Пока он маленький – это беспорядочный элемент, но затем он подрастает. Вырастем и мы.

Большое Вам спасибо за информацию, за участие в этом процессе. Лично меня это очень вдохновляет и учит делать шаг веред.

– Постоянно слушая эти беседы, человек начинает понимать, как должна быть устроена система воспитания.

Он не должен себя убеждать. Сами беседы будут создавать в нем картину мира, гармонирующую с природой, отвечающую на ее вызовы, соответствующую той необходимости, перед которой мы поставлены. Он увидит, что так должно быть, и почувствует, что и как необходимо сделать, чтобы прийти к этому состоянию.

А самое главное – это наши внутренние мысли, побуждения, желания сделать мир добрым. Если мы таким образом будем себя настраивать, то сами наши желания и мысли о новом человеческом социуме приведут нас к нему.

4
Отзывы: 1
Похожие публикации по теме:
Психология развития интегрального сообщества - 16: преобразование школы Интегральное воспитание человечества Решение проблем – в преобразовании школы Вопрос: Некоторые люди уже начали воплощать методику интегрального воспитания в жизнь. Появился первый опыт и первые…
Психология развития интегрального сообщества - 18: в плену эгоизма Интегральное воспитание человечества Зло, облаченное в добро Вопрос: В методике интегрального воспитания нельзя давать человеку отрицательную подпитку плохим примером. В психологии все происходит…
Психология развития интегрального сообщества - 5 Растем играючи Без игры невозможно развитие – Мы продолжаем прояснять методику интегрального и глобального развития человека. И тема, которую я хотел бы обсудить, это игры, в которые играют дети или…
Психология развития интегрального сообщества - 11: для воспитателей Инструкторы интегрального воспитания Теория и практика для воспитателей – Сегодняшняя тема – подготовка инструкторов интегрального воспитания: методика, сложные пограничные вопросы, накопившиеся из…
Психология развития интегрального сообщества - 15 Интегральное воспитание Раскрыть глаза человечеству Вопрос: Методика интегрального воспитания для взрослых состоит из теоретической и практической частей. Хотелось бы более подробно остановиться на…
Психология развития интегрального сообщества - 1 Призыв природы – к объединению Глобальное воспитание – через Интернет – За несколько месяцев, прошедших с момента наших встреч, мы попробовали применить на практике методику, о которой вы рассказали,…
Уважаемый гость, вы зашли на сайт как незарегистрированный посетитель. Чтобы пользоваться всеми возможностями: вносить понравившиеся публикации в свое избранное, узнавать об обновлениях, – рекомендуем зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить комментарий на сайт
Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.