» » Жертвы фанатизма. Религиозная вера помогает жить?

Жертвы фанатизма. Религиозная вера помогает жить?

20.03.2013 (Жизнь человека) в Наука: мировоззрение, 6 162 просмотра Ссылки. Распечатать

Жертвы фанатизмаКак может религия, в которой главное – это отношения с высшим началом, диктующие любовь и сострадание, побуждать верующих к убийству? Феномен религиозного терроризма комментирует историк религии Борис Фаликов.

В иудаизме, христианстве и исламе, вера – это встреча с Богом. Эта встреча возможна при жизни человека, она же ожидает его после кончины. Так традиционная религия смягчает страх смерти, обещая жизнь вечную. Согласно религиозным канонам, каждому предопределен срок жизни, и никто не вправе приблизить смерть – ни свою, ни другого человека. Но мы знаем, что в мире было и есть немало религиозных фанатиков. Заслуживает ли вообще религиозный фанатизм того, чтобы называться верой? По мнению психоаналитика Жака Лакана (Jacques Lacan), вера принадлежит к области правдоподобного, которое не всегда подтверждается. Фанатизм, наоборот, предполагает уверенность в обладании абсолютной истиной. "Это подмена, когда на место Бога верующий произвольно ставит свое человеческое "Я" и обожествляет его, – полагает Борис Фаликов. – Человеку кажется, что Бог требует от него принести другого (или и себя тоже) в жертву, а на самом деле он слышит собственный внутренний голос, голос человека, подверженного всем человеческим слабостям". Совершающий такую подмену безоговорочно уверен в своей правоте, в обладании абсолютной истиной. Он отвергает любую "инаковость" – мнение и образ мыслей, отличные от его собственного. Он совершенно не способен на диалог.

Оправдание зла. Для верующего главный вопрос – "В чем заключается воля Божья обо мне?" Фанатик не задается никакими вопросами: он знает, что "избран". "В авраамических религиях (иудаизме, христианстве и исламе) убийство допускается ради самозащиты или во имя высших целей, превосходящих ценность человеческой жизни, – говорит Борис Фаликов. – Но оно и в этих случаях остается грехом, в котором нужно каяться. В индуизме и буддизме тоже есть ограничительные принципы – нельзя причинять вреда ничему живому". Проникая в религиозное сознание, "вирус" фанатизма трансформирует его. "Конечно, не любой фанатик становится экстремистом, и тем более террористом, но любой террорист – фанатик, – считает Борис Фаликов. – Фанатику любой конфессии насилие легко оправдать. У исламистов-шахидов убийство переосмысляется как жертва другими (и собой) во имя Бога. Для них это мученический подвиг. У индуистов-террористов смерть оправдывается возможностью родиться в лучшем воплощении. Причем они дают этот шанс не только себе, но и своим врагам, тем, у кого отнимают жизнь нынешнюю. Нам такая мотивация кажется абсурдной, но для того, кто поражен вирусом фанатизма, она работает".

Научиться мыслить трезво. Согласно психоанализу, человек становится фанатиком, чтобы победить страх и чувство собственного бессилия, которое он отказывается признать и принять. Разделив мир на правду и ложь, друзей и врагов, фанатик, в своем воображении, управляет реальностью, ощущает свое всемогущество. Он верит, что наконец избежал человеческой доли, в которой неизбежны сомнения, компромиссы и обманутые надежды. Обычно фанатик обладает параноидальным складом личности, склонен к мании величия и мании преследования. Но одной психической предрасположенности недостаточно. Религиозные экстремисты проходят специальную обработку, которая включает в себя изоляцию от внешнего мира, лишение сна, демонизацию врага, культ гибели за благое дело. После нее фанатик готов на смерть и убийство, чтобы выполнить свою миссию.

Как излечиться от религиозного фанатизма? "Самостоятельно это сделать очень сложно, – констатирует Борис Фаликов. – Необходима профессиональная психологическая помощь, чтобы убедить человека: сомнения и способность трезво мыслить ни в коей мере не противоречат вере. Более того, даже ей помогают".

Автор: Борис Фаликов, философ, религиовед. Автор книги "Культы и культуры" (Издательство РГГУ, 2007)

4
Отзывы: 1
Похожие публикации по теме:
Методика исправления мира В конце-концов мы подходим к решению вопроса: «Для чего нужна религия? И если так, что такое «религия?» В начале статьи Бааль Сулам задавал три вопроса: 1. В чем суть религии? 2. Цель ее достигается…
Глобальный мир: уроки о новой жизни человечества - 26. Жизнь и смерть В эфире цикл бесед с профессором М. Лайтманом "Новая жизнь". Мы начинаем новую тему. В последнее время мы говорили о беременности, родах, и получили интересные представления и рекомендации о том, как…
Научное исследование мира. Открытый урок - 35 Научное исследование мира внутри человека. Открытый, ежедневный урок Что изменилось сегодня? Вопрос: Почему наука каббала так долго скрывалась от народа, чтобы не навредить тем, кто еще не готов? Что…
Научное исследование мира. Открытый урок - 1 Научное исследование мира внутри человека. Открытый, ежедневный урок Каббала и все науки, религия и философия Коренное отличие каббалы от философии в том, что философия занимается абстрактной формой,…
Для многих основа счастья - это любовь, которую мы чувствуем в отношениях между людьми Часть 55. Глобальный мир: уроки и беседы о воспитании и новой жизни человечества. Мы действительно ищем любовь. Любовь – это наслаждение от соединения с чем-то очень желательным для нас. И прежде…
Глобальный мир: уроки о новой жизни человечества - 27. Жизнь - это нечто иное Это вторая беседа по теме "Жизнь и смерть". В прошлых беседах мы учились, как использовать этапы беременности и родов для развития нового сознания, осознания связи как между нами в семье, так и…
Уважаемый гость, вы зашли на сайт как незарегистрированный посетитель. Чтобы пользоваться всеми возможностями: вносить понравившиеся публикации в свое избранное, узнавать об обновлениях, – рекомендуем зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить комментарий на сайт
Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.