» » Глобальный мир. Уроки о новой жизни человечества - 9. Часть 2. Без цели не прожить

Глобальный мир. Уроки о новой жизни человечества - 9. Часть 2. Без цели не прожить

05.11.2012 (Сергей Сергеев) в Глобальный принцип жизни, 3 368 просмотров Ссылки. Распечатать

Беседы о новой жизниЧасть 2. Мы, люди, отличаемся от животной ступени желанием использовать окружающих себе на пользу или им во вред. Причем речь идет именно о человеческом окружении. Я выхожу из своего жилища – физически или виртуально – чтобы украсть немного, послушать немного вздора, немного поразвлечься и т.д. Могут быть и более жестокие варианты: например, я хочу вытянуть из них большие деньги при помощи банковских средств или вторгнуться в чужую страну, чтобы разрушить и ограбить ее, а жителей превратить в рабов. Короче говоря, я хочу использовать окружение в своих целях.

Эгоизм – это бездонная бочка

Таким образом, у меня есть две добавки, лежащие над животным уровнем:

  • Человеческое окружение, находиться в котором меня обязует сама Природа. Если я хочу жить комфортно, то бежать мне некуда. Природа намеренно вплетает меня в это окружение, поскольку без него я не могу быть человеком. Оставшись в джунглях, я опущусь на животный уровень.
  • Кризис, вызванный нашим потребительским отношением к окружению. Ведь мы зависим друг от друга, однако испытываем обоюдную ненависть – и в итоге всё останавливается: жизнь больше не идет мне на благо, не несет мне радость, ощущение свободы и тепла. Наоборот, я погружаюсь в механическое, безвыходное состояние, и единственное, что остается, – это сбежать в пьянство и наркотики или пойти войной на всех. Ужасная ситуация.

Таково нынешнее положение дел. Мы недовольны своей жизнью, а также жизнью и образованием своих детей. Довольного человека просто не найти. В лучшем случае, мы довольствуемся меньшим из зол.

А с другой стороны, у нас есть наука, позволяющая анализировать проблемы, с которыми мы столкнулись, и делать выводы о том, что источник всего дурного кроется в нашем отношении к человеческому окружению. Если это отношение сменится на доброе, то благодаря одним лишь излишкам продовольствия, которое мы выбрасываем, можно будет накормить весь мир. Используя средства, которые тратятся сегодня на вооружение, можно чуть ли не для всех построить дома с бассейнами и лужайками. Мы сможем развиваться, сохраняя окружающую среду, исправляя всё, что испортили.

В свое время многие пребывали в воодушевлении от того, что человечество наконец-то собрало деньги и построило Большой адронный коллайдер – ускоритель частиц, который должен раскрыть нам тайны природы. Десять лет ушло на одобрение самой идеи, семь лет – на то, чтобы найти средства и начать строительство, которое продлилось пять лет. Длина основного подземного кольца коллайдера составила более 26,5 км, он был оснащен новейшим оборудованием, в работе приняли участие более десяти тысяч специалистов со всего мира... А между тем, коллайдер стоил столько же, сколько недельное пребывание американской армии в Ираке.

Наш эгоизм пожирает огромные богатства, не позволяя высвободить и использовать их ради хорошей жизни. В нашем распоряжении "золотые россыпи" – а мы словно выбрасываем их в море. Если посчитать, сколько всего можно сделать, если только прекратить гонку вооружений и пресечь расточительство, хотя бы немного посчитавшись с другими, то выяснится, что несколько процентов населения мира смогут обеспечивать все его потребности.

Однако досуг не должен превращаться в безделье. Допустим, восемь часов в сутки мы спим, несколько часов занимаемся домашними и семейными делами, после чего у нас остается еще десять свободных часов. Так вот, это не значит, что всё незанятое время мы загораем на солнышке, переворачиваясь с боку на бок. Чтобы поддерживать себя в правильном состоянии относительно окружения, тебе придется каждый день выделять часы для социальных мероприятий, с помощью которых окружение верно задействует каждого.

Выясняется, что именно для этого Природа и высвободила часы досуга. Освободившись от внешних забот о себе самом, человек должен будет освободиться от них внутренне, по-настоящему, чтобы обрести все преимущества нового мира и новых отношений. А потому отношения эти нужно постоянно выстраивать и развивать, возвышая их над собственным эгоизмом.

Вселенная с голубой каемочкой

Вопрос: Основной момент интегрального образования состоит в том, что я должен стараться проявлять хорошее отношение к другим. Но тут нет ничего революционного, это довольно тривиальная идея...

М. Лайтман: Да, речь идет об использовании уже известных сил природы. Однако мы должны действительно увидеть, что у нас нет другого выхода. Только тогда человек согласится с этим.

Дело близится к такой ситуации, когда миллионы безработных выходят на улицы, когда матери боятся посылать детей в школы, где гнездится насилие, наркоторговля и проституция, когда неизвестно, буду ли я обеспечен завтра услугами здравоохранения и гарантиями безопасности, когда останавливается развитие культуры. Культура очень важна для человека, а между тем мы уже и сами не можем вынести того, что "творим". Ведь эгоизм всё больше ограничивает нас в творчестве, да и во всем прочем.

Это же не жизнь: мы не хотим создавать семью и рожать детей, а тех, кто все-таки "рискнул", дети спрашивают: "Зачем вы произвели нас на свет? Ради собственной забавы?" Новое поколение не видит для себя будущего, а без этого человек не может развиваться. Никто не может жить без будущего. И потому отчаяние, депрессия выходит на первое место в списке самых распространенных заболеваний. Даже для домашних животных сегодня производятся антидепрессанты.

Теоретически мы могли бы взять правильный курс еще в древние времена, когда инстинктивно держались вместе, как братья. Однако на самом деле это было невозможно. Мы естественным образом развивались вместе со своим эгоизмом, и лишь теперь у нас появляется возможность разглядеть в нем источник зла.

Раньше это не доходило до нашего понимания и осознания. Человек и помыслить не мог о дурной природе своего эго. К примеру, в детстве я любил науку и технику, ходил в спортивные и другие кружки, затем поступил в университет, приобрел профессию, устроился в исследовательский институт... Мое эго постоянно толкало меня к вроде бы хорошим вещам. Я хотел познать мир, а это тоже своего рода властолюбие. Только вместо того чтобы властвовать над другими силой, я мечтал подняться еще выше. Мне не было дела до человечества, я и смотреть не хотел на всех этих "несчастных людишек". Я хотел уподобиться богу, познать всё происходящее, взойти на уровень тех законов, тех высочайших свойств Природы, которые правят миром, понять, "поглотить" мудрость Природы, ее возможности... Меня не устраивало простое бытие на уровне огромного человеческого "базара". Таким было мое отношение: "Зачем мне сдался весь этот глобус, когда я хочу вобрать в себя всю Вселенную".

Хотя такой подход и эгоистичен, но в то время он толкал меня вперед, к развитию. Лишь потом, исходя из этого, я пришел к осознанию зла и понял, что если не преследовать целью благо человечества – это плохо.

В этом понимании тоже есть уровни:

  • Решил ли я нести человечеству пользу по безвыходности – чтобы в ответ получить большую выгоду?
  • Может быть и так, что в ожидании выгоды я вдруг начинаю сознавать: любовь к другим – это хорошо, даже если от них не последует добрый отклик. Оказывается, здесь кроется особая сила, особое свойство, которое греет сердце и расширяет ощущение: теперь я наслаждаюсь самой любовью к людям, а не тем, что получаю от них в ответ. В чувстве, в сознании человека распахнутся такие дверцы, о которых мы сегодня и не подозреваем. Постепенно, причинно-следственным путем, он поочередно открывает в себе новый свойства, заложенные изначально, а сегодня реализующиеся.

Так что, нельзя сказать, что мы вдруг решили прибегнуть к тривиальным вещам. Верно, силы эти не новы, но раньше мы не сознавали зло и потому не могли позаботиться о себе посредством общества.

Без цели не прожить

Есть два уровня самонаполнения:

  • Подобно всем представителям животного мира, я хочу получать наслаждение от еды, секса и семьи.
  • Я хочу наполнять себя богатством, почестями и знаниями. Богатство и почести возможны только посредством окружения. А стремление к знаниям относится уже к природе в целом.

Желания, лежащие над животным уровнем, относятся к человеческой ступени. И это тоже эгоизм: я хочу получать максимальное удовлетворение и нахожу для этого всё больше возможностей.

Так вот, в моем эгоизме есть часть под названием "дурное начало". Речь идет о таком самонаполнении, когда я подавляю других.

Возможно, мы используем друг друга комфортно и благожелательно. Так происходит в семье, так происходит между любимыми, которые взаимодействуют ради обоюдного удовлетворения. Тут всё дело в объединении – друзей, супругов и т.д. Это тоже – использование ближнего, но не ему во вред. И потому такое желание, такой эгоизм не является дурным.

Однако если я выхожу из семьи в мир и силой хочу добыть себе наслаждение – это уже дурное начало. Ведь я стремлюсь насладиться, не посчитавшись с ближним или навредив ему. Здесь тоже есть целый спектр возможностей. Я могу получать наслаждение, просто не считаясь с ближним или же именно потому, что причиняю ему вред.

В целом, если я хочу наслаждаться, чувствуя, что ближний страдает от меня, – это называется "злом". Сюда относится и потенциальное страдание ближнего, которое может быть вызвано моей безучастностью. Например, я провернул банковскую махинацию и украл у множества людей по доллару. Никто ничего не знает, а у меня на руках огромная прибыль, которой я и наслаждаюсь.

Но может быть, я наслаждаюсь еще и тем, что намеренно известил их о происшедшем и тем самым унизил.

Итак, существует очень широкий спектр моих взаимоотношений с окружением: от безучастия до участия со знаком минус. Если ты мне, как начальнику, безразличен, я отдаю лишь общие распоряжения на твой счет. Ты для меня – машина с определенным КПД. Но если я принимаю тебя во внимание, тогда ты для меня – личность, которой я хочу навредить себе в усладу.

Так вот, наше злое начало развилось до того, что уже в масштабах всего человечества мы наслаждаемся именно тем, что несем вред окружающим. Двести лет назад, в начале промышленной эры, людьми просто пренебрегали. С рабочими никто не считался, в глазах фабрикантов они были бесправными ничтожествами. Сегодня всё не так: интеллект, знания, мастерство, профессия человека – всё это имеет вес, с этим считаются. В своем развитии мы пришли к тому, что каждый представляет собой что-то. И соответственно, мой эгоизм хочет наслаждаться своим превосходством над другими, умением использовать их. Я наслаждаюсь тем, что возвышаюсь над тобой. Это – признак максимального развития злого начала.

Дело уже не просто в том, чтобы разбогатеть. Что с того, что я богат? Кто об этом знает, кроме моего банка? И потому я покупаю роскошную машину, яхту, особняк... Мне приятно подавлять, унижать, умалять других, тогда как деньги сами по себе уже не несут мне наполнения.

Неслучайно в богатых странах выше процент самоубийств на душу населения. Человек доходит до предела, не в силах извлечь усладу из подавления других и своего превосходства над ними. То, что подвигало нас к развитию, сегодня загоняет нас в тупик. Дурное начало больше не доставляет нам удовольствия. А ведь если я не наслаждаюсь тем, что возвышаюсь над другими, – больше мне некуда развиваться и не для чего жить.

"Какой прок от богатства и власти? Какой смысл вкалывать ради этого?" Человек утратил корень, основу, двигатель своего развития. Ему незачем больше идти вперед. Он не видит проблеска ни в обогащении, ни в культуре, ни в образовании детей, которые и сами уже ничего не хотят. "Будь что будет, какая разница..."

Всё это отражает наше внутреннее состояние, проникнутое безволием и беспомощностью. Если раньше мы хотели быть богатыми, сильными, умными, то сегодня не хотим ничего, даже продолжения рода. Все словно блуждают в тумане.

Ситуация сложилась непростая и многослойная. Однако из комплекса обстоятельств нам ясно, что решение мы найдем только во взаимоотношениях человека с окружением. Если выстроить их правильно, мы сможем превосходно наладить свою жизнь. И тогда мы получим новые силы, которые помогут справиться с беспомощностью и бесцельностью.

Ведь до сих пор каждый из нас двигался линейно: в своем личном развитии он шел по прямой линии от начала мира и до нынешнего времени. Развиваясь всё дальше, количественно и качественно, наше желание вело нас к успехам и победам – но внезапно мы остановились, не видя, для чего продолжать путь. Прервав свой бег, мы потеряли к нему интерес, потому что утратили цель. Ведь финиша не предвидится – так зачем нам это?

Вот что с нами происходит. Мы словно заплутали в пустыне, в пустоте, и предпочитаем бездействовать. Говоря иначе, у нас иссякли силы, закончилось горючее. Отсюда и отчаяние, начавшееся еще 50-60 лет назад. Из-за него погружаются в кризис и останавливаются все сферы нашей жизни: образование, культура, личная жизнь и т.д. Мы дошли до предела, наши эгоистические силы больше не возобновятся. Человечество серьезно больно, и состояние его критическое, хотя это еще не конец, не последнее мгновение.

Сегодня человечеству нужна новая сила, которая поведет его вперед. В себе человек ее не отыщет, поскольку все его желания исчерпаны. "Нерожденный счастливее родившегося", – сказали об этом мудрецы. Лишь в объединении с другими человек найдет дополнительные силы. Ведь у него есть еще семь миллиардов желаний, от которых он может воодушевляться, которые может обретать, которым может отдавать, получая наслаждение в ответ.

Мы видим, как Природа развивала нас на протяжении тысячелетий. Весь этот процесс можно представить себе как жизнь одного человека. Вначале она относилась к нам, как к ребенку: мы жили племенами в добрых, братских взаимоотношениях. Затем начался не самый приятный период, в итоге которого, будто разменяв третий и четвертый десяток, мы видим, что жизнь дурна. И вот теперь, посредине жизни, отдавая себе отчет в проделанном пути, мы встаем перед вопросом: как больному человечеству выйти из депрессии, беспомощности, растерянности и тупика?

Ответ: благодаря новым силам. Откуда же их получить? Свою новую жизнь человек должен обретать у окружения. Тогда он обнаруживает, что на самом деле это – он, что все мы – одно целое. По сути, я возвращаю себе собственные части, которые раньше воспринимал чужими. Это чем-то похоже на рождение внуков, которое словно дает бабушке новую жизнь. Их она любит намного больше, чем детей, – поскольку теперь это единственное наслаждение, которое может быть в ее жизни. Для нее это – поистине как лекарство.

Вот и у нас та же ситуация: если человек не обретет у окружения дополнительные желания, в которых ощутит новые большие наслаждения – дело не ограничится отчаянием, депрессией и наркотиками. Он обратится к террору, развяжет мировые войны. От беспомощности он впадет в растерянность, не понимая, почему живет в таком мире и такой жизнью, которая хуже смерти. Сказано об этом: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Лучше уж разрушительные вспышки и бесчинства – лишь бы забыть о скорбном вопросе: "Для чего мне жизнь?"

Сегодня мы видим лишь малую меру этой безысходности: люди еще ведут поиск, не находя покоя. Но потом начнутся естественные, инстинктивные пароксизмы, выражением которых станут войны. Пока что, несмотря на уже накопленное осознание зла, мы находимся в относительно спокойном состоянии – и это предоставляет нам возможность позаботиться о своей болезни.

Заключение

Итак, в итоге своей эволюции мы чувствуем, что потеряли путь. Мы пребываем в отчаянии и беспомощности, не находя лекарства от своей болезни. А лекарство – объединение. Благодаря ему каждый из нас обретет новые силы, поддержку, тепло. В новом желании, полученном от окружения, он ощутит новое наполнение. Более того: в этом окружении, объединяясь со всеми, он получит такое наполнение, которое поднимет его на ступень Человека. Он заживет над животным уровнем, ощущая совершенство и вечность Природы. И тогда мы увидим, что на самом деле в нашей эволюции кроется особенный, великий процесс. Оказывается, Природа, содержащая в себе все силы и всю мудрость, ведет нас к совершенному состоянию. Оно перед нами. Будем надеяться, что мы раскроем его, придем к нему и реализуем его.

4
Отзывы: 2
Похожие публикации по теме:
Ощущение будущего. Обычным людям нужны только счастье в жизни и уверенность в себе! Часть 61. Глобальный мир: уроки и беседы о воспитании и новой жизни человечества. Уверенность – это ощущение будущего настолько позитивным, что ради него стоит жить. Люди кончают жизнь самоубийством,…
Животная любовь - это себялюбие, инстинктивное самонаслаждение, которое всем понятно Часть 66. Глобальный мир: уроки и беседы о воспитании и новой жизни человечества. Что общего между вопросом о смысле жизни и взаимными уступками в семье? Развивая в себе способность ощутить семейного…
Воспитание и ценности: как помочь нашим детям стать успешными людьми Часть 56. Глобальный мир: уроки и беседы о воспитании и новой жизни человечества. Мы, в противоположность животным, создания социальные. Нам недостаточно семьи или стаи. Хотя и в стаях отношения…
Пипл хавает: должны ли СМИ скармливать народу разную фигню для потребления? Часть 46. Глобальный мир: уроки о новой жизни человечества. Средства связи – это инструмент воспитания, это не просто информация. Просто информации вообще не существует. Невозможно человеку сказать…
Научное исследование мира. Открытый урок - 51 Научное исследование мира внутри человека. Открытый, ежедневный урок Жизнь – это самосознание Бааль Сулам, статья "Мир": "Хотя в наших ощущениях всякая вещь существует и исчезает – это только на наш…
Глобальный мир. Уроки о новой жизни человечества - 10. Часть 1. О пользе зла Часть 1. Глядя на себя, мы видим, что мы испорчены. Нам не очень-то хорошо живется. Наши качества, привычки, черты характера не очень-то удобны. Мы недовольны друг другом и не очень-то довольны…
Уважаемый гость, вы зашли на сайт как незарегистрированный посетитель. Чтобы пользоваться всеми возможностями: вносить понравившиеся публикации в свое избранное, узнавать об обновлениях, – рекомендуем зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить комментарий на сайт
Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.