» » Глобальный мир. Уроки о новой жизни человечества - 9. Часть 1. Обуздать эгоизм

Глобальный мир. Уроки о новой жизни человечества - 9. Часть 1. Обуздать эгоизм

05.11.2012 (Сергей Сергеев) в Глобальный принцип жизни, 3 692 просмотра Ссылки. Распечатать

Беседы о новой жизниЧасть 1. В рамках интегрального образования мы говорим о законах природы, в которой пребываем. Ведь мы находимся в некоем мире, который нас окружает. И в этом мире мы обнаруживаем определенную систему законов, которые на нас воздействуют. Вооружившись разумом и наукой, мы можем вести исследования и проверять, чтo несет нам пользу, а что – вред, как улучшить свою жизнь, как обеспечить себе надежное будущее.

Почему меня разлюбили?

Человек выделяется из животного мира наличием интеллекта. Если животные подчиняются велениям внутренних инстинктов и повинуются собственной природе, то человек наделен некоей свободой в своих действиях и возвышается над животным естеством.

Однако иногда эта свобода приводит его к дурным состояниям, в которых он может нанести себе вред. Животные не пристращаются к алкоголю и наркотикам, не вредят друг другу вне рамок насущной необходимости. Они поедают друг друга, чтобы выжить, но лишены дурного начала, которое желает причинить зло другому, обрести власть над кем-то и получает от этого удовольствие. С другой стороны, у человека есть "излишек желания", которому абсолютные законы природы не придают четкого вектора. Это желание дается ему для свободного применения: "Делай что хочешь".

В результате, человеку хочется не только есть и пить, продолжать род, обустраивать кров и т.п. – у него есть и другие желания: познавать мир, развивать науку, культуру, образование... Он хочет наслаждаться жизнью и миром во всех возможных сферах.

Это желание вроде бы подталкивает нас к верному и доброму применению, но почему-то всё выходит наоборот, и мы видим, что становимся хуже животных. Иногда мы даже завидуем кошке или собаке, которые живут беззаботной, обеспеченной жизнью и имеют всё необходимое, тогда как человек несчастен, подвержен страданиям, находится под давлением, ведет нескончаемое соперничество с другими, грызет себя, испытывает зависть и ненависть к другим, пленяется страстью и тщеславием... Из своей истории мы видим, что не умеем правильно использовать эти наклонности, выходящие за рамки животного уровня. Вместо доброй, счастливой жизни, мы получаем обратный результат.

То же самое обнаруживается при взгляде на нашу личную жизнь. Для капли семени Природа готовит надежное место в материнском чреве. Она развивает и оберегает нас в околоплодных водах, а затем из этих "тепличных" условий мы рождаемся на свет, и родительская любовь продолжает охранять нас. Младенец ни в чем не может позаботиться о себе, и родители вместе с обществом бережно выхаживают его, с пониманием и участием.

Так повелось испокон веков, хотя в последнее время этот механизм дает сбои. Так или иначе, пока человек не встанет на ноги, его поддерживают близкие и даже далекие ему люди. Все понимают, что он должен развиваться, и предоставляют ему эту возможность, обеспечивая необходимые средства. На промежуточных этапах спрашивать с него нечего – ведь он еще не вырос. Такое отношение к подрастающему поколению заложено в нас самой природой.

Однако когда я вступаю во взрослую жизнь – скажем, с двадцатилетнего возраста, – ко мне начинают предъявлять требования. Близкие и родственники, внешнее окружение и законы страны – все поворачиваются другой стороной и, естественно, уже не спускают мне того, что спустили бы десять лет назад. Теперь я подлежу другим законам и, соответственно, другим наказаниям. В десять лет мне объясняют, что так поступать не стоит, а в двадцать уже наказывают по всей форме, как любого другого.

Таким образом, однажды в отношении окружающих и Природы к человеку происходит переворот. Пока мы растем, они относятся к нам ласково и дружелюбно, а когда мы вырастаем и вливаемся в общие рамки, они как будто бы проявляют неприязнь. Я хотел бы и дальше вести себя как ребенок, не чувствуя на плечах груза ответственности и обязательств, получая прощение за свои "шалости", наслаждаясь изначально добрым отношением... Но этого не происходит. Наоборот, от меня всё время чего-то ждут и требуют: "Где результаты? Почему ты не сделал то, что надо? Раз не сделал – ничего не получишь..." Я больше не нахожу той жалости, того снисхождения, к которому привык за годы детства и отрочества.

Этот переворот, проистекающий из нашей природы, имеет радикальный характер. Он присущ также и животным: родители оберегают свое потомство, пока оно, что называется, "не встанет на ноги" и не познакомится с окружающим миром. Через какое-то время звереныш уже способен сам обеспечивать себе пропитание и уходит, чтобы создать семью, вступить в стаю и т.д. Причем этот переход так же резок и кардинален, как и в человеческом обществе.

А ведь, казалось бы, всё должно быть наоборот. Мы достаточно разумные люди, мы используем свои знания, чтобы менять мир, делая его лучше и комфортнее. Почему же мы не "оптимизируем" его по отношению к взрослому человеку? Пускай и после двадцати лет у него будет дружелюбное, приветливое окружение, в котором все превосходно относятся друг к другу.

Однако мы видим, что Природа, которая развивала нас посредством эволюции, все-таки посчитала, что мы должны страдать, меняясь именно от давления, от наказаний, от тяжкой жизни. Здесь у нас, по-видимому, есть возможность научиться чему-то у Природы.

Чего же она от нас хочет? Почему бы нам не относиться к окружающим хорошо и правильно? Почему бы вместе не выстроить доброе, совершенное общество? Сначала я находился в материнском чреве, потом – в семейной "теплице", в саду, в школе, и всё это время моя жизнь была в относительной сохранности. Почему же мы не можем соответствующим образом выстроить всеобщие взаимоотношения, чтобы и дальше жить по-хорошему? Что мешает нам продолжать здоровое, позитивное развитие? И бывало ли когда-нибудь такое?

Если заглянуть в историю древнейших времен, мы увидим, что давным-давно наши предки действительно жили так – одним племенем, одной деревней, в которой все заботились обо всех. Можно называть эту формацию коммунистической или примитивной – неважно. Так или иначе, мужчины вместе выходили на охоту, чтобы обеспечить общину едой, а женщины вместе готовили еду и вместе заботились о детях. Даже сегодня в различных уголках мира можно отыскать нечто подобное.

Что же случилось потом? Почему мы не развивались так и дальше, только в более широких масштабах? Почему это не стало основой для последующих достижений в технике и технологии, культуре и образовании? Почему мы не сохранили это замечательное окружение? Что плохого было в подобных отношениях? Что изменилось?

Дело в том, что в человеке рос его личный эгоизм. Как следствие, мы отдалились друг от друга и увидели в окружающих уже не братьев, а конкурентов, соперников. Человек захотел превзойти их, обрести над ними власть, купить их в услужение или в рабство. Конец общей собственности, совместного хозяйства открыл дорогу воровству и грабежу.

Таким образом, именно эгоизм испортил изначально дружественные отношения в примитивном, первобытном, "коммунистическом" обществе. Если бы эгоизм не возрос, если бы мы развивали только знания и мудрость, всё было бы хорошо. Но проблема в том, что растущий эгоизм – и есть двигатель прогресса, который вечно толкает нас на поиски чего-то нового, побуждает изучать природу и использовать ее богатства.

Эгоизм: обуздать, но не ликвидировать

В принципе, растущее эгоистическое желание было бы полезно для нашего продвижения, если бы оно развивалось не ради одной лишь собственной выгоды, но и во благо окружающих. Понимая это, мы "держались бы за руки", чтобы не позволить своему эгоизму разлучить нас. И тогда все его импульсы, порождающие в нас различные желания и запросы, несли бы обществу одно лишь благо.

Возможно ли такое? Из истории мы видим, что нет. Наоборот, растущий эгоизм постепенно превращался в гору ненависти, зависти, страстей, тщеславия и огромного властолюбия.

В итоге мы оказались сегодня в масштабном кризисе: у нас всё есть, но мы питаем друг к другу дурное отношение и потому не можем утвердить хорошие законы. Наша жизнь лишена комфорта, нам плохо, у нас проблемы с безопасностью и здоровьем, своей конкуренцией мы разрушаем природу, и т.д. Используя свой эгоизм во зло, мы инстинктивно не властны над этим, и потому жизнь вызывает в нас всё более скверные ощущения.

Таким образом, Природа с ее законами относится к нам двояко: с одной стороны, она развивает в нас эгоизм, а с другой стороны, показывает нам, что эта дурная сила, постоянно растущая в нас, разобщающая людей, восстанавливающая их друг против друга, является причиной всех наших бед. За нее мы и получаем наказания.

Во мне сейчас имеются два противоположных фактора:

  • с одной стороны, исконное побуждение ставить свое благо выше блага всех остальных, угождать себе за их счет, чтобы испытывать удовлетворение;
  • с другой стороны, удовлетворения я не достигаю – наоборот, из-за этой силы развития разрушается общество, наука, образование, культура, личная жизнь и т.д.

Что тут можно сделать? Способны ли мы изменить форму применения своего эгоизма? И если да, то посредством чего?

Природа – это единая сила, воздействующая на всю реальность, замыкающая нас во власти единого закона объединения, участия и любви, закона отдачи. Мы видим, как Природа приводит в действие все свои части на неживом, растительном, животном и человеческом уровне. Отсюда проистекает понятие жизни, развития: оно невозможно, если постоянно не добавлять от себя теплоту, пищу – всё, что для этого требуется.

В таком случае, как нам найти в Природе то, что мы не находим в себе, – силу, которая обуздает наш эгоизм и даст нам возможность использовать его во благо? Дело не в том, чтобы спуститься со ступени больших эгоистов, – ведь именно эгоистическая мотивация, эгоистический импульс позволяет нам развиваться. Благодаря прогрессу сегодня мы можем позволить себе множество вещей, помимо извечной гонки, призванной обеспечить нас пропитанием, домашним благополучием, одеждой и здоровьем. Мы свободны в своей жизни, у нас даже есть досуг, который можно посвятить занятиям на благо общества.

И раз уж эгоизм принес нам такие достижения в науке и технике – давайте посмотрим, как можно использовать его на добрые цели, как усмирить его, т.е. перенаправить с ненависти к ближнему на любовь к ближнему. При этом мы оставим всё хорошее в своей жизни и сможем развиваться дальше во всех сферах, будь то семья, образование, культура, здоровье и т.д. Мы будем прогрессировать, осваивать космос, но по-хорошему – если только поймем, как управлять своей эгоистической природой, на какие цели ее использовать. А использовать ее надо на благо окружения, общества.

Сегодня каждый принимает в расчет собственную пользу; мы же должны придать человеку новую способность – принимать в расчет общество в целом. Тогда он почувствует себя так же, как тысячи лет назад в своей деревеньке, где все были братьями. В те времена люди заботились друг о друге, поскольку их эгоизм еще не был развит. Как же нам сегодня приподнять человека над эгоизмом, чтобы он опять воспринимал других людей как братьев, как одну семью? Возможно ли это? Как внедрить в нас это знание, это чувство, чтобы они действовали безотчетно, а не на преодолении, которое в действительности невозможно?

Где то лекарство, которое позволит мне смотреть на мир через "интегральные" очки и видеть, что все едины? Я не знал и не догадывался, но принял таблетку и теперь вижу, что все семь миллиардов – это мои части, мои близкие. Мало того: если сегодня я зазнаюсь, задираю нос перед близкими, то в будущем почувствую необходимость заботиться о них, по меньшей мере, как о себе самом, и даже как о своих детях, благополучие которых для меня важнее собственного благополучия. Где же та пилюля, с помощью которой каждый исправит лишь одно – свое отношение к окружающим, ко всему человечеству?

Отыскав лекарство, мы, несомненно, продолжим расцвет, несмотря на нынешний кризис, который останавливает нас во всех областях. Сегодня мы словно зашли в тупик или затерялись в пустыне, не зная, куда податься. Здесь-то мы и должны задуматься о том, где взять силы, чтобы обуздать свою природу и использовать всю ее в обратном направлении. Сегодня я инстинктивно держу курс на личную выгоду и хочу подчинить весь мир своей власти, хотя ничего путного из этого не выходит, и я только страдаю. Так вот, надо обратить это отношение в противоположное – чтобы я заботился о благе ближних, окружающих, которых инстинктивно воспринимаю как своих детей.

Если всем дать такое лекарство, мир наполнится любовью.

Театр новой жизни

Пришло время понять, что мы сами портим мир, в котором живем. Как же исправить его? Возможно, если выстроить наши взаимоотношения на милосердии, участии и единении, этим мы побудим к тому же и природу? Многие исследования последнего времени показывают, что все части природы взаимосвязаны, что природа "кругла", интегральна и что мы плохо воздействуем на неживой, растительный и животный мир. Так вот, если мы установим между нами добрые взаимоотношения, дело не ограничится новым законодательством на пользу окружающей среде, которую мы сегодня разрушаем. Ведь человеческие отношения – это тоже силы природы. Не зря говорят, что сила мысли, желания – мощнейший фактор во всей реальности. И всё это тоже находится в общем поле сил, которые пронизывают наш мир от края до края, управляя системой мироздания, – включая небесную механику и человеческую взаимосвязь. Так может быть, установив равновесие между нами, мы вызовем большее равновесие и в природе. А в итоге не только мы, но и весь наш маленький мир обретет успокоение.

Из наших исследований природы мы должны понять, как можно повлиять на человека в этом направлении. И ответ прост: воздействие на человека возможно только посредством окружения. Ведь помимо насущных нужд, все наши желания обращены на то, чтобы властвовать над окружением и использовать его для личной выгоды, подчинять его себе. А в действительности, тем самым человек зависит от окружения.

И потому надо поставить перед ним окружение другого рода, которое продемонстрирует обратное: отныне мы ожидаем и требуем от него доброго отношения, а иначе не примем его в свою среду. Тогда, хочет он того или нет, ему придется перенаправить свои наклонности – зависть, страсть, честолюбие, властолюбие и пр. – согласно требованиям общества. Ведь его дурному началу необходима связь с окружением, но только такая, при которой оно будет главенствовать. А окружение, со своей стороны, может, не разрывая эту связь, выдать человеку отклик: "Не выйдет. Хочешь величия и признания, хочешь гордиться собой и возвышаться над нами – пожалуйста, но только при условии доброго, благожелательного отношения вместо негатива". Раньше человек использовал свое начало во вред окружению и во благо себе, а теперь, благодаря зависимости от окружения, понемногу понимает, что должен обратить это желание в противоположность – в добро.

Возьмем для примера испорченные механизмы нашего мира: чего хочет человек, баллотирующийся на выборах? Он хочет власти, он хочет показать всем свое величие, он хочет установить новые законы, новое правление, поставить себя выше всех. Однако говорит он прямо противоположное: "Я буду служить всем, я преследую общее благо, я – ваш лучший выбор, я буду вашим любимым и любящим отцом..." Из подобных жизненных эпизодов мы видим: связь человека с окружением может преследовать совершенно эгоистические цели, но – по крайней мере, на словах – мы отдаем себе отчет в том, что намерения должны быть обратными.

Таким образом, всё дело в одном: если мы поставим перед человеком правильное окружение, которое будет воспитывать его, – это решит проблему. Эгоист, в погоне за президентским креслом, обращается к народу с всевозможными посулами: работа и жилье, свобода и развлечения, здоровье и безопасность. Чего только он не обещает. Теперь же общество должно отнестись к нему соответственно: "Хочешь в президенты – пожалуйста. Работай для нас, неси нам благо, и ты действительно получишь уважение, признание, которого так жаждешь, – получишь в соответствии со своими добрыми делами, которые пойдут нам на пользу".

Итак, мы не можем предъявлять человеку претензии и от каждого требовать внутренних перемен. Мы ни на кого не возводим указующий перст: "А ну-ка, ты, ты и ты – начинайте меняться!" Такое отношение, такое требование – совсем не от мудрости. Зато мы можем действовать опосредованно, через окружение, и влиять на каждого человека так, чтобы он получал всё необходимое, без усилий со своей стороны. Он будет расти как в теплице, принимая верную форму в соответствии с внешними условиями. При этом ему будет хорошо и приятно от этой игры, подобно детям, которые в играх учатся и набираются ума-разума.

Всё зависит от воздействия окружения на человека. Давайте действовать по-умному: не надо думать о том, как каждый из нас в отдельности может измениться. Вместо этого устроим театр, но театр всей жизни, судьбоносную пьесу, которая по сути своей – игра. И пускай нам будет приятно играть ее, проводя свой досуг, обеспеченный как раз эгоизмом, в построении правильного, замечательного окружения. Благодаря этому, при помощи ассистентов, наставников, учителей, без тяжелых раздумий, не прилагая усилий, мы будем расти, как дети – играючи. Тогда перемены дадутся нам с легкостью. Надо лишь знать, как правильно использовать свободное время и методику изменения себя, которую мы изучаем.

Здесь возникает вопрос: почему мы не сделали этого раньше, заранее? Что мешало нам поступить так еще тысячи лет назад, когда мы жили в примитивном обществе древних поколений? Дело в том, что мы еще не могли осознать зло в себе. Мы полагали, что эгоизм помогает нам развиваться, и не чувствовали в нем зла. Напротив, мы ощущали, что он толкает нас вперед, к прогрессу и развитию, в то время как негатив оставался "за кадром" восприятия. Пускай эгоизм "развел", разобщил нас – зато мы создавали семьи, общества, страны, не догадываясь, что в итоге это приведет нас к столь сокрушительному и масштабному краху. Лишь в последние годы мы начинаем сознавать всю критичность ситуации.

Выход здесь один – построить новое окружение, которое сформирует нового человека. Этот Человек словно вылупится из инкубатора, произрастет в теплице, выйдет из-под рук мастера. И все свои силы, превышающие животную ступень, он направит не во зло, а во благо.

Мощь, заложенную в окружении, будь то группа, общество, или человечество в целом, мы используем в верном направлении. Тогда каждый человек, объединяясь с другими, почувствует, что он вместе со всеми сердцем и душой, в едином помысле, как одно целое. Каждый будет понимать и ощущать странствующие по миру мысли и желания, каждый словно вместит в себя всё человечество.

Тогда мы увидим, что Природа развила и привела нас к замечательному состоянию, в котором каждый ощущает себя как вся общность. Тем самым человек расстанется с картиной своей короткой жизни и через всё человечество начнет ощущать наш интегральный мир. Так мы реализуем основную силу своей жизни – эго, отделяющее нас от животной ступени и возвышающее над ней. Оно действительно поднимет нас, вместо того чтобы опускать в несчастное, презренное существование, проникнутое страхами, вечной тревогой и беспомощностью, – что еще хуже животного уровня. Потому-то мы и завидуем порой своим домашним питомцам...

3.5
Отзывы: 2
Похожие публикации по теме:
Психология развития интегрального сообщества - 20: группа, разум и чувства Интегральное воспитание человечества Сквозь очки интегрального видения Вопрос: В методике интегрального воспитания особое внимание уделяется соотношению разума и чувства. В эгоистическом мире из-за…
Психология развития интегрального сообщества - 18: в плену эгоизма Интегральное воспитание человечества Зло, облаченное в добро Вопрос: В методике интегрального воспитания нельзя давать человеку отрицательную подпитку плохим примером. В психологии все происходит…
Психология развития интегрального сообщества - 13 Интегральное воспитание В интегральном воспитании нуждаются все Ситуация в мире стремительно меняется и возникла необходимость создания интегральной методики воспитания взрослых людей. Я получаю…
Психология развития интегрального сообщества - 17 Интегральное воспитание человечества Контакт на чувственном уровне Вопрос: Задача психологической части курса интегрального воспитания – научить людей общаться друг с другом, слышать друг друга и…
Психология развития интегрального сообщества - 15 Интегральное воспитание Раскрыть глаза человечеству Вопрос: Методика интегрального воспитания для взрослых состоит из теоретической и практической частей. Хотелось бы более подробно остановиться на…
Психология развития интегрального сообщества - 16: преобразование школы Интегральное воспитание человечества Решение проблем – в преобразовании школы Вопрос: Некоторые люди уже начали воплощать методику интегрального воспитания в жизнь. Появился первый опыт и первые…
Уважаемый гость, вы зашли на сайт как незарегистрированный посетитель. Чтобы пользоваться всеми возможностями: вносить понравившиеся публикации в свое избранное, узнавать об обновлениях, – рекомендуем зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить комментарий на сайт
Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.