» » Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 36

Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 36

30.07.2012 (Жизнь человека) в Жизнь и суть человека, 3 391 просмотр Ссылки. Распечатать

Тема: "Критика и обвинение методики науки каббала Михаэля Лайтмана"

Жизнь и суть человекаУчастники беседы:

Михаэль Лайтманизвестный ученый-исследователь в области классической Каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World Wisdom Council), основатель международной академии Каббалы.

Ведущий, Михаил Санилевичпреподаватель международной академии Каббалы.

Обсуждаемые темы:

  • Почему М. Лайтман говорит о кризисе?
  • Слишком активное распространение Каббалы в СМИ – это насилие
  • Разводы в среде учеников М. Лайтмана
  • Откуда деньги?
  • Почему Каббала выдает себя за науку?
  • Какое право имеет М. Лайтман называть себя профессором?
  • Кого привел М. Лайтман к духовному постижению?
  • М. Лайтман – о себе
  • Каббала – единственный путь в духовное?
  • Что за шестой орган чувств?
  • О религиозном запрете на изучение Каббалы
  • Спрашивайте для прояснения истины, а не сведения счетов

М. Лайтман: Критика не самой каббалы, а именно меня?

Ведущий: Да, именно Вашей методики. В Интернете существуют две организации: Ваша академия каббалы и организация семейства Бергов "Центр каббалы". Ее мы касаться сегодня не будем, а поговорим с Вами.

В интернете есть огромное количество критических материалов как их организации, так и Вашей. Я выделил основные вопросы и попрошу Вас ответить на них.

М. Лайтман: Критику я люблю. Вопросы учеников – это тоже в каком-то смысле критика. Все, что вызывает вопрос, помогает выяснению. Как говорится, "бойся равнодушных". Но я люблю критику обоснованную, содержащую в себе зерно, из которого может произрасти что-то созидательное, тогда это очень полезно.

Ведущий: Я Вас уверяю, что зерно есть.

М. Лайтман: Хорошо. Это позволит прояснить много таких аспектов, которые я как-то упускал.

Ведущий: Давайте начнем. Повторяю: я собрал только самое основное из того, что есть в интернете.

Почему Лайтман говорит о кризисе?

Первый вопрос. Думаю, он вызван тем, что Вы распространяете огромное количество статей о кризисе, и путях выхода из него.

Вопрос: "Каббала должна заниматься духовным возвышением человека, а не поисками выхода из мирового кризиса и прочими проблемами нашего мира".

М. Лайтман: То есть Лайтман вдруг начал строить свою каббалу на кризисе. Поймал этот кризис, как некую "священную корову" и доит ее. Я могу развить это обвинение?

Ведущий: Да, развивайте.

М. Лайтман: Если бы не было кризиса, то ему нечего было бы сказать, сидел бы тихо. А так: "Ах, кризис! Видите, вам плохо, а я вам предлагаю каббалу, пока не поздно. Не хотите – будет еще хуже". Занимается страшилками, благодаря кризису хочет себя прославить, поднять.

Мои критики правы в том, что благодаря кризису каббала раскрывается. Не будь его, и раскрытия не произошло бы. Только каббала говорит о том, что кризис этот – естественный, закономерный, он должен был быть.

Книга Зоар, написанная почти две тысячи лет назад, предупреждает о кризисе 1995 года, Виленский Гаон триста лет назад писал о том же кризисе, за пятьдесят лет до 1995 года "буревестник" Бааль Сулам говорил, что грянет буря.

Я не верил этому, когда начал заниматься у своего учителя Баруха Ашлага. Спросил у него: "Бааль Сулам иносказательно писал, что через пятьдесят лет будет такой кризис, что человечество вознуждается в каббале?" Учитель ответил: "Он сказал об этом не просто так, не перебросил слова через пятьдесят лет – "Подождите, будет". Это на самом деле так".

Ведущий: А Бааль Сулам в каком году это сказал?

М. Лайтман: В 1945 году – за пятьдесят лет до 1995 года.

Я начал заниматься у Баруха Ашлага за двадцать лет до 1995 года. Тогда ничто не предвещало такого развития событий, поэтому я спросил: "Правильны ли предсказания Бааль Сулама?" Он говорит: "Совершенно правильны. Ты увидишь, что будет происходить в мире, начиная с 1995 года".

Почему каббалисты писали о раскрытии своей науки в конце XX века? Потому что к этому времени человечество истощит свою эгоистическую потребность в развитии, начнет убеждаться в том, что эгоизм ведет его в тупик, в котором делать-то особо нечего: или наркотики, самоубийства, депрессии, или – неизвестно что.

И вот тут каббала раскроется, чтобы показать человечеству, что есть совсем другой выход, что безысходность, ощущаемая на уровне нашего эгоистического мира, – это правильно, хорошо. Она заставила нас осознать зло эгоистического развития. Прекрасно! А сейчас нам надо начать подниматься. Не растить себя на эгоистической плоскости, а подниматься вверх.

Каббала говорит: Я предлагала вам это сделать еще в Древнем Вавилоне, когда вы были маленьким сообществом, одной маленькой цивилизацией. Не хотели. Вы думали, что разойдетесь и будет хорошо. Разошлись – вам плохо. Все равно собрались вместе, достигли глобальности, интегральности. А теперь должны подниматься, деваться некуда.

Этим и объясняется кризис во всех аспектах человеческой деятельности: в науке, искусстве, литературе, в экономике, экологии, в семье, в отношениях человека с самим собой. Все находится в кризисе, потому что развивалось с помощью эгоизма.

Эгоизм себя истощил. Все. Дальше ничего нет. Я не чувствую, что мое следующее состояние будет лучше, чем нынешнее. Мне не хочется развиваться, мне ничего вообще не хочется. Максимум – сделать сегодня для себя что-то хорошее, а завтра – хоть все сгори. Таково состояние человечества. Оно описано в каббале как причина ее раскрытия.

Так что, Лайтман играет на этом совершенно открыто, всем показывает, что сейчас сделает на этом состояние, имя, прославится и так далее. Правильно.

Ведущий: Так Вы утверждаете, что у Вас есть методика, которая может вывести человечество из кризиса?

М. Лайтман: И только она одна.

Необходимо правильно понять, почему каббала связана с кризисом, и почему именно благодаря кризису она раскрывается, а без кризиса она бы не раскрылась. Это обосновывается в истинных каббалистических источниках, не в книгах Лайтмана.

Слишком активное распространение каббалы в СМИ – это насилие

Ведущий: Следующий вопрос. "Любое движение или учение должно быть представлено в СМИ пропорционально своей популярности, иначе это насилие и оно неприемлемо".

М. Лайтман: Ну, это уж совсем не верно!

Я хочу внести ясность еще до того, как он заявляет о каббале Лайтмана.

СМИ – это чистое насилие! Они что хотят, то с человеком и делают – пропагандируют какое-то новое лекарство, новый вид пищи, новую машину. Средства массовой информации – это стопроцентное насилие. Стопроцентное! Потому что я не желаю того, что они мне навязывают, создавая у меня искусственную потребность в том, что хотят продать.

И то же самое с новостями, и с любой информацией.

Открываешь газету: "Ужасное убийство!" И что там происходит? Может быть, кто-то задавил щенка на улице. А заголовки какие? "Новейшая методика похудения!", "Спешите! Только один раз!", и так далее. Кто верит средствам массовой информации? Ведь известно – кто платит, тот заказывает музыку. Они изначально построены на использовании человека, на полном, стопроцентном его использовании.

Ни о какой достоверной информации речи быть не может вообще, потому что она всегда подается человеком, изначально заинтересованным в той или иной реакции. Объективности быть не может.

Читая сообщения об одном и том же событии в газетах разных стран, ты видишь, как по-разному оно освещается совершенно разными людьми. Некоторые понимают и пишут прямо, естественно, наивно. Потом в редакциях сообщения переворачиваются в угоду правительствам, или в соответствии с тем, что требуют заказчики, и так далее.

Невозможно говорить о средствах массовой информации как о чем-то объективном, правильно существующем, ненасильственном. Так что начало этого обвинения – еще до каббалы, и до Лайтмана.

Я очень мало использую средства массовой информации! Если бы можно было использовать их так, как Лайтман желает, он бы просто отключил все теле- и радиоканалы, закрыл все газеты, и делал бы только свое. Я откровенно вам заявляю.

Ведущий: Это не насилие?

М. Лайтман: Это насилие. Но то же самое любой другой хотел бы сделать.

Ведущий: Я согласен, что каждый хотел бы сделать так.

М. Лайтман: Так чем я хуже других?

Если мне удается, вы этому позавидуете, я вас понимаю и сочувствую. Ну, что сделаешь?

Ведущий: А что остается бедному человеку? Кому верить, если такое насилие везде?

М. Лайтман: Я контактирую со многими людьми, которые занимаются изданием газет и книг, формированием общественного мнения. Я раскрываю газету и вижу, кто написал статью, кто ее заказал, через какие рекламные офисы это проходит.

Все, что есть в газете, кем-то сфабриковано с определенной целью. Иначе этому материалу не дали бы места, потому что газета должна жить. Любой материал строится на том, что кто-то его проплатил, обязательно.

Ведущий: Когда Вы печатаете свою статью в газете или на сайте, Вам тоже верить нельзя? Вы тоже проплатили?

М. Лайтман: Как это? Минуточку! Я могу напечатать то, что не хочу? Я напечатаю то, что я хочу, что считаю нужным, соответствующим моему взгляду на мир, что желаю этому миру преподнести, чем его наполнить. Конечно, я ему даю инфузию. Естественно.

А кто поступает иначе? Я не понимаю, почему вдруг претензии ко мне, как к какой-то белой овечке? Я ни в коем случае себя таким образом не позиционирую.

Я открыто говорю людям то, что имею в виду. Проверьте, насколько предложенное мною может быть полезным для вас, хотя оно противоположно вашей природе, представляется вам отталкивающим. И это действительно так.

Ведущий: Ваша позиция ясна.

Разводы в среде учеников Лайтмана

Перейдем к следующему вопросу: "Те, кто начал заниматься у Вас, уделяют своим семьям гораздо меньше внимания. В результате семьи рушатся". Вместе с такими обвинениями даются конкретные примеры.

М. Лайтман: Есть такие конкретные примеры, да. Я уверен, что во многих семьях существует разлад из-за того, что человек занимается каббалой. Это естественно.

Есть на эту тему очень старая каббалистическая байка. Собираются каббалист к своему учителю, а его сосед хасид – к своему адмору, ребе. Хасид говорит своей жене: "Я поеду к своему ребе, попрошу у него благословления на то, чтобы у нас дома был мир между нами, чтобы дети были здоровы, чтобы достаток был, чтобы все было хорошо". Она ему говорит: "Езжай!" Если все будет хорошо, так почему нет?

Каббалист говорит жене: "Я должен ехать к своему учителю" – "Почему ты должен?" – "Я уделяю слишком много внимания тебе, детям и всяким мирским делам. Я хочу больше быть связан с Творцом, я хочу быть там всем сердцем и душой". Она ему говорит: "Сиди дома!".

Естественно, что мы одобряем действия, приносящие прибыль, понятные в нашем мире любому. Если человек открыл бизнес, увлекается чем-то серьезным, заботится о здоровье, зарабатывает для обеспечения детей, жены, организует отдых для них и для себя, стремится улучшить свои условия – это всем понятно.

Но разве можно считать полезным в нашем мире, если человека удовлетворяет то, что у него есть, а все его устремление – к духовному развитию? Конечно, нет. Жена, не понимающая его, не согласна с ним. Ей кажется, что он куда-то "улетает", у него нет свободного времени на нее и на семью, он все время в занятиях. И тут возникают проблемы, конфликты.

Мы пытаемся сделать так, чтобы жены понимали занятия мужей, соглашалась с ними. В большинстве случаев – я бы сказал в 99% случаев – это удается, в 1% – нет. Но я думаю, что процент разводов у нас намного меньше, чем в обычных семьях, не имеющих отношения к занятиям каббалой.

Упрекать нас в том, что люди расстаются из-за каббалы, я думаю, не стоит. Эта причина существует, есть у нас единичные случаи разводов, но их ничтожно мало по сравнению с тем, что происходит во всем мире.

Появляется у человека потребность в духовном развитии, а его семья не желает об этом слышать и не желает принять его новые духовные запросы. Для него эта жизнь – животная, а животным он не может оставаться. Это все равно, что находиться в каком-то загоне, где животные существуют и устраивать им и себе более нормальные условия в этом загоне. Вот он так себя чувствует.

А он хочет быть человеком, просто не в состоянии продолжать прежнюю жизнь. Мы не можем его ограничить, но делаем все возможное, чтобы сохранить семью. И нам, как правило, это удается. Но если нет, то приходится рвать рамки этой семьи.

Давайте сопоставим процент разводов, происходящих в нашем сообществе и вне его, и вы увидите, в чью пользу будет сравнение. Но, конечно, упрекнуть можно, явление, что называется, имеет место быть.

Ведущий: Идем дальше. Ваша организация называется "Бней Барух".

М. Лайтман: Да. Она названа так по имени моего учителя Баруха Ашлага: "Бней Барух" – "сыновья Баруха". Я надеюсь, что мы идем его путем.

Откуда у Лайтмана так много денег?

Ведущий: Упрек такой: "Вы нигде не публикуете свои финансовые отчеты, значит, деньги разворовываются. Лайтман ведет распространение бесплатно, с одной стороны. С другой, откуда деньги на телеканал? У Вас два телеканала в Израиле и миллионы газет". И так далее.

М. Лайтман: Из тумбочки. (смеется).

Да, да. Вот просто из тумбочки. Как и на что я их трачу – видно. А откуда достаю – не понятно.

У других наоборот: ясно, откуда они получают, но не ясно, что кладут себе в карман. А я беру из своего кармана и все трачу на распространение. Какие могут быть претензии, я не понимаю?!

Все завидуют, что у меня много денег! Если бы они не разворовывали, у них тоже было бы много денег на распространение.

"У меня два телеканала". Да, у меня, у одного частного лица – два телеканала. У меня газета. Распространяются десятки книг на десятках языков. Работает целая система.

Ведущий: Книги выходят на тридцати языках. Это же тысячи людей должны сидеть и работать.

М. Лайтман: Работают. Больше, чем тысячи, десятки тысяч людей работают в моей организации.

Ведущий: Так откуда деньги? Кто им платит?

М. Лайтман: Я. Из тумбочки.

Сейчас объясню, что я хочу сказать. Проблема не в том, что много денег. Много денег крутится в мире, они уходят в частные карманы и куда-то в отход.

У нас собирается так называемый "маасер". То есть каждый член нашей организации, если он хочет быть ее членом, изучает каббалу и желает ее распространения, платит десятую часть своих доходов в общую кассу. Эта общая касса официально зарегистрирована, постоянно учитывается, нас проверяют. Мы – зарегистрированная организация, платим все необходимые налоги, у нас все открыто, все документы в порядке и мы абсолютно чисты.

У нас есть средства, потому что мы их не разворовываем. Мы собираем только личные деньги и только со своих членов. Ниоткуда никогда не получаем ни копейки, ни от посторонних государственных или общественных организаций, ни от посторонних частных лиц. Только мы сами между собой собираем и тратим на то, что считаем нужным – на свою организацию и на распространение каббалы в мире.

Такая мощная информационная волна, буквально обволакивающая весь земной шар, получается потому, что это идет от наших сердец и из наших чистых личных доходов.

Ведущий: А кто решает, куда тратить? Вы решаете всё?

М. Лайтман: Нет, не я один. Решается коллегией – советом директоров, в который входят начальники отделов. Эти люди занимаются всеми проблемами, потому что разбираются в средствах массовой информации, они занимаются исследованием общественного мнения, реакцией на нас.

Я не могу единолично принимать решения. На основании чего? Я должен знать, что лучше или хуже принимается в мире, как на это реагируют, что лучше сделать в Интернете, а что на – телевидении, какую книгу лучше издать, на каком языке, в каком стиле.

Во всем, что касается этого мира, надо советоваться со специалистами. Это духовным постижением не сделаешь.

Сейчас вышли две книги на китайском языке. Чтобы их выпустить, мы находились в контакте с китайскими издательскими домами. Так же и в других странах: в Северной Америке, в Аргентине, Бразилии, Германии. Я не могу заниматься этим, я не решаю где и что издавать – общая потребность диктует тот или иной вид распространения. Но решение принимается сообща.

Конечно, мы пользуемся мнениями специалистов, исследованием общественного мнения – у нас существует все, что есть в других организациях. Но наше распространение получается очень эффективным благодаря существующему в нас духовному заряду, и тому, что мы тратим на это свои собственные деньги, и собственные добровольные усилия.

Ведущий: Вот о добровольных усилиях. Вы сказали, что у Вас миллионы учеников по всему миру. Все сдают маасер? Добровольно или по принуждению?

М. Лайтман: Не все сдают. У нас существует очень много центров. Они собирают деньги для себя, для существования своего центра, выпуска газет, проведения всевозможных лекций и так далее.

Ведущий: Они не посылают Вам лично деньги?

М. Лайтман: Мне лично никто ничего не посылает. Я вообще к деньгам отношения не имею. Есть бухгалтерия, которая этим официально занимается.

Ведущий: Скажем, в Аргентине Ваши ученики собирают деньги и сами решают, как их тратить у себя в Аргентине?

М. Лайтман: Они находятся в связи с нами и мы принимаем совместные решения. Это сеть, как корпорация.

Ведущий: А те, кто не сдают маасер, что с ними?

М. Лайтман: Ничего. Не сдают – так не сдают.

Ведущий: Кто хочет – сдает, кто не хочет – нет. Понятно, что я не хочу сдавать. Зачем мне это?

М. Лайтман: От этого зависит твое духовное продвижение. Так написано в каббале. Традиции сдавать десятину – маасер – несколько тысяч лет.

Ведущий: Где-то написано о маасере?

М. Лайтман: Конечно. Огромное количество. Зайди в Google хотя бы, напиши на любом языке "десятина", "маасер" и ты увидишь, что написано об этом огромное количество источников, причем, древних источников, которым уже две-три тысячи лет. На протяжении всей истории каббалисты так делали, чтобы поддерживать себя, учеников, организацию, свой центр, даже если они не распространяли каббалу.

Почему каббала выдает себя за науку?

Ведущий: Следующий вопрос-обвинение: "Каббала выдает себя за науку, но по строгим критериям наукой не является".

М. Лайтман: Почему каббала не является наукой, и что является наукой? Это вопрос.

Когда я разговариваю об этом с учеными и постепенно, методично им объясняю, они начинают понимать, что каббала – это наука.

Прежде, чем рассуждать на эту тему, нужно разобраться с понятием "восприятие реальности". Как мы ее сейчас воспринимаем? Как исследуем реальность с помощью наших пяти органов чувств?

Все, что нас окружает, воспринимается нами с помощью пяти органов чувств. Будь они другими, мы бы ощущали реальность другой. Существует ли реальность сама по себе – объективно – вне нас, или только внутри нас? Не знаем. Мы не знаем, что такое реальность вне нас, потому что ничего не можем сказать о том, что не ощущаем.

В окружающей нас действительности каббала различает четыре фактора: материя; форма, облаченная в материю; отвлеченная форма и суть. Каббала определяет и свое место в постижении действительности, и место философии, всяких иллюзий и место науки. Она относит себя к науке, потому что исходит только из постижения человека, из его ощущения. Более того, она категорично заявляет о себе как об основе всех наук. Это не Лайтман говорит, это говорится в каббалистических первоисточниках.

Наука каббала объясняет человеку, на основании чего и как он ощущает всю реальность – и эту, и духовную; как перейти к ощущению не только этого мира, но еще и духовного, как одновременно воспринимать оба мира.

Я думаю, меня никто не может упрекнуть в том, что я не реальный человек. Я в этом мире очень реален, но меня все время упрекают. То в том, что я умею распространять слишком хорошо, слишком хорошо кручу, управляю и манипулирую этим миром. То вдруг говорят, что я существую где-то в других измерениях. Существую в обоих, и зная Высшее измерение, могу правильно понимать это. Поэтому преуспеваю. Таков мой бизнес.

А наука каббала – абсолютно чистая наука, потому что основана на тех же постулатах и приемах исследования происходящего, что и науки материального мира. Они изучают форму материи, воздействие на нее и получаемый отклик, причинно-следственные связи. Наше исследование духовного мира опирается на точно такие же принципы.

До прихода в каббалу я занимался немножко наукой. Дочь у меня – доктор биологии, она тоже исследует. Большинство моих учеников – люди с высшим образованием, среди них есть ученые. Все они могут сказать, что постижение в каббале подобно постижению в других науках.

В нашем мире мы рождаемся с пятью органами чувств, с помощью которых постигаем мир, записываем свои постижения и это является наукой.

Каббала вначале развивает в человеке пять особых органов чувств: кетэр, хохма, бина, зэир анпин и малхут – так они называются. Все вместе они составляют особый орган постижения – душу. Эти органы существуют параллельно нашим пяти органам чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, дополняют их и дают нам возможность ощущать более высокие миры. Получается, что есть пять органов ощущений в теле и пять органов ощущений "в душе".

В начале духовного пути человек развивает пять духовных органов чувств. Как только он достигает первоначального ощущения духовного пространства, сразу же начинает его исследовать.

Это похоже на развитие человека в нашем мире: пока он еще не родился– не о чем говорить, после рождения, первые недели существования он тоже ничего не понимает и не знает. Постижение крошечным человечком мира начинается с первых ощущений окружающего. Развивая свои органы чувств, он начинает изучать окружающий мир. Из этого он строит в себе науку: это – хорошо, это – плохо, это – близко, это – далеко, это – горячо, это – холодно, и так далее.

То же самое каббалист. Он совершенствует свои пять духовных органов чувств и через них постигает духовный мир.

Ведущий: До того, как он их приобрел, нельзя называть каббалу наукой?

М. Лайтман: Нет. Не то, что нельзя называть каббалу наукой. Но до обретения человеком духовных органов чувств нельзя сказать, что он находится в ней.

Ведущий: Наверное, в этом вся проблема. Все "наезды" только от этого.

М. Лайтман: Конечно. Люди не понимают, что мы имеем дело с новым уровнем мироздания, который изучаем по таким же принципам, какие существуют и в материальном мире. Только чтобы начать постигать духовный уровень, нужно на него подняться. Как и на нашем уровне постижение происходит с помощью пяти органов чувств и приборов, дополнительных к ним.

Ведущий: Так же как в этом мире – если я еще не родился, я не могу его изучать, исследовать.

М. Лайтман: Конечно. Вот поэтому-то они говорят: "Каббала – не наука". Почему? "А где она? О чем она говорит? Я же не чувствую". Ты не чувствуешь, потому что ты еще животное. Поднимись на уровень, называемый "человек", начинай себя развивать, и тогда наука, которую ты начнешь постигать, развивать в себе, будет называться "каббала".

Ведущий: Сомневаюсь, что Вы убедили кого-то.

М. Лайтман: А это не важно. Я вообще не пытаюсь никого убедить. Мне приятно слышать, что людей это задевает, лишь бы не отталкивало. Человека вообще ни в чем не убедишь. Я не пытаюсь здесь ни оправдаться, ни кого-то убедить. Я пытаюсь помочь людям.

И правильно, что у них возникают вопросы насчет моей лживости, распространения, и насчет моего кармана, и насчет моего знания, насчет всего. Если возникают эти сомнения – это очень хорошо. Пускай они дальше копают, только пусть это будет целенаправленно, чтобы это вело вперед, выше, а не оставалось на уровне сплетен.

Какое право имеет Лайтман называть себя профессором?

Ведущий: Откуда кибернетика, ведь таких факультетов тогда не было?

М. Лайтман: В ответ на это обвинение я могу предъявить диплом, который привез с собой Израиль. Нет проблем, я могу все сказать.

Я поступал в несколько учреждений. Поступил в Ленинградский институт Ульянова-Ленина на факультет автоматики и вычислительной техники или кибернетики. Отучился там некоторое время, но не в состоянии был включиться в эту систему.

Эта проблема была и в школе. Не хочу сказать, что так же было у многих гениальных людей, но в этом я был похож на них – не терпел систему, которая душила меня. Я знал, что должен поступать в институт, что к этому нужно готовиться, поэтому ушел в вечернюю школу. Не мог учиться, не мог сидеть на занятиях и изучать все эти науки.

Ведущий: После восьмого класса это было?

М. Лайтман: Да, после восьмого класса ушел в вечернюю школу. Как только мог уйти – ушел сразу же в вечернюю школу. В институте – после второго курса ушел на вечернее отделение, но даже на вечернем не мог учиться, перевелся на заочное. Эта обязаловка, давление, все эти марксизмы-ленинизмы и обществоведения – это меня душило совершенно.

Я хотел изучать то, что нужно для специальности, но все остальное – нет. И поэтому я поступил на факультет автоматики и вычислительной техники в Ульянова-Ленина. Ушел оттуда, перешел в заочный институт СЗПИ. Закончил его по специальности "медицинская биологическая кибернетика" в 70-м году. У меня есть диплом этого института. Желающие ознакомиться с ним могут обратиться туда.

Параллельно с учебой я добровольно, как студент, работал в Военно-медицинской академии. И работал уже за деньги в Институте переливания крови, на Второй Советской в Ленинграде. Все интересующиеся могут это узнать. Надеюсь, что архивы тех лет не сожгли.

Ведущий: Ну, а звание "доктор", "профессор" – это откуда?

М. Лайтман: Я о нем вообще не думал.

Начал писать диссертацию у Заржевского в Военно-медицинской академии, даже издал статью. Но вовремя ушел от этого, потому что начался отъезд в Израиль. К тому же я убедился, что там с этой наукой ничего не получится, что меня далеко не пустят, да и делать мне в ней особенно нечего в существовавших тогда рамках. Никто не занимался поисками ответа на вопрос о смысле жизни, значит и я не смог бы до него добраться.

Я хотел заниматься наукой, стремился найти в ней ответ на вопрос о смысле жизни, а она сводилась к тому, чтобы строить приборы по образу и подобию человеческих органов. Тогда разрабатывались всевозможные медицинские приборы для космонавтов, были интересные альфа-пояса, люди работали с дельфинами в Севастополе и так далее.

Но эти работы не были мне интересны. Они сводились к сбору данных, в результате которых нужно было создать прибор. Изучали, допустим, функционирование какого-то органа, а потом создавали прибор, который его частично или полностью заменял. Был тогда построен РЕУК – регистрационно-информационный управляющий комплекс в операционной.

Все сводилось к механической работе, которая меня, в принципе, не интересовала. Ну, хорошо, построю я прибор, заменяющий селезенку или печень. Дальше? Для меня это было очень ограниченным и совершенно не интересным делом. И я разочаровался в науке, не видя в ней перспективы для себя. А тут открылась возможность уехать, и я уехал.

Нечего было мечтать о какой-то науке в Израиле, не зная языка. Я пошел работать в военно-воздушные силы по специальности, потому что моя специальность включала электронику.

В институте мы три года изучали электронику, физиологию, анатомию, психологию – все, что необходимо для исследования человека. И конечно, здесь эти знания не были востребованы. Я обратился в институт Вайцмана, но там ничего не было. Тогда я начал просто зарабатывать деньги, чтобы содержать семью.

А через несколько лет, когда я раскрыл для себя каббалу, дошел до нее с тем же вопросом о смысле жизни и полностью посвятил себя занятиям ею, вопрос о докторатах у меня не стоял, мне это было вообще не важно.

Но в 1995 году пришло время распространять каббалу.

Люди, немного знающие о каббале и желающие ее изучать, приходят и видят, что я говорю по делу. А те, которые не знают, спрашивают: "А кто он такой? Что он говорит?", – у них нет никакого доверия к неизвестному человеку. И для того, чтобы внушить людям доверие к тому, что им говорит человек, наверняка что-то знающий, надо добавить к его фамилии слово "доктор" или "профессор". Поэтому в течение двух лет я сделал диссертацию.

Ее можно найти в Институте философии российской Академии Наук. Тема, реферат, все это есть.

Ведущий: Это все официально? Писали диплом, сдавали экзамены?

М. Лайтман: Да. Причем, экзамены такие, что даже по каббале я получил четверку – они специально хотели меня чуть-чуть прижать по кандидатскому минимуму. "Кандидат наук" – это соответствует российскому уровню, на котором существуют научные степени "кандидат" и "доктор". В международной практитке нет такого деления, поэтому защищенная диссертация сразу дает докторскую степень.

Так что, по российским меркам я – кандидат, но диплом у меня доктора наук, как у иностранного защищающегося.

Ведущий: А "профессор"?

М. Лайтман: А профессор – это преподавательская должность доктора наук. Я давал там лекции, поэтому получил диплом профессора.

Конечно, я ничем этим не пользуюсь. Могу называться так, но это всего лишь название. И заявляю заранее, что я не считаю себя философом, хоть и защищал диссертацию в институте философии, и не считаю себя профессором.

Сделано это мною специально для того, чтобы распространять науку каббала, чтобы люди больше доверяли. Когда в начале передачи ты говоришь: профессор Лайтман, – они слушают по-другому. По их понятиям, профессор что-то знает. А если скажешь просто "каббалист", возникают вопросы: "Откуда он вылез? Что он нам говорит? Что он несет?"

Ведущий: Кстати, в Интернете бытует мнение, что если бы Вы распространяли каббалу не как науку, а как мистику и какое-то духовное учение, у Вас было бы больше успеха.

М. Лайтман: О, да! Я уверен. Но я не могу, потому что это не мистика.

Ведущий: Наука интересует не многих.

М. Лайтман: Тут ничего не сделаешь. Правда есть правда. Насколько она понадобится людям, настолько они ее возьмут. И тем более важно для них заранее знать, что это чистая наука.

А Лайтмана лучше называть просто Лайтманом. Между прочим, когда мне говорят: "Лайтман сказал", – я не чувствую, что это я сказал. Потому что Лайтман – это какая-то кукла, вещающая миру, а я себя с ней не ассоциирую.

Ведущий: Наверное, так все знаменитые люди себя чувствуют.

М. Лайтман: Когда я говорю: "Надо написать это под именем Лайтмана", – я не чувствую, что это как-то относится к моему человеческому "Я".

Ведущий: Как бы бренд такой.

М. Лайтман: Да, что-то постороннее.

Кого привел Лайтман к духовному постижению?

Ведущий: Такой вопрос: "Нет подтверждения, что методика каббалы по Лайтману привела кого-то к духовному постижению".

М. Лайтман: А как можно доказать?

Ведущий: Не знаю.

М. Лайтман: Докажите мне, что есть другая методика, приводящая к духовному. Говорить можно все. Я готов проверить.

Ведущий: Есть каббалисты, которые лечат людей, делают чудеса.

М. Лайтман: Смотря что считать каббалой. Ты можешь назвать каббалой мой прыжок в высоту на два метра, можешь дать ей любое истолкование. Но если ты определяешь каббалу как постижение Высшего мира, а не фокусы в нашем мире, то я могу проверить любого человека, постигает он или нет.

Ведущий: Какое Вы даете определение каббале?

М. Лайтман: Каббала – раскрытие Творца человеку в этом мире. Раскрытие! Только явное раскрытие в тех свойствах, которые он в себе создал.

Ведущий: Проверить нельзя.

М. Лайтман: Посторонний человек этого не понимает. Сложность этой науки заключается в том, что человек, не обладающий духовными свойствами, не отличит каббалиста от не каббалиста.

Я находился среди каббалистов – учеников Баруха Ашлага. Я был среди них младенцем, они меня обучали. Понимаю, что такое каббалист, потому что видел настоящих.

Представим, что ты ко мне придешь и назовешься каббалистом. Как проверить? Надо привести нас к общему знаменателю: что для нас обоих значит каббала, постижение Высшего мира, ощущение Творца. Проверим, находишься ли ты в Высшем мире, в Высшем измерении или нет. Это можно сделать, если существуют у меня и у тебя одинаковые свойства, средства, инструменты, так называемые келим. В таком случае мы можем ощутить одновременно одно и то же, почувствовать друг друга и обсудить наши впечатления.

Раскрой мне себя в Высшем мире и я раскроюсь тебе в Высшем мире. Как сейчас мы видим друг друга в этой студии, так же мы с тобой обнаружим себя на том духовном уровне, о котором говорим. Пожалуйста, где ты хочешь со мной встретиться? На каком уровне? Допустим, уровень "хэсэд дэ-Брия". Встречаемся. Делай масах, встречаемся там. Так же, как в этом мире мы с тобой назначаем свидание в каком-то кафе.

Ведущий: Кто-то может прийти в студию сейчас и сказать, что Вы – каббалист? Доказать это может кто-то в этом мире?

М. Лайтман: А кто поверит ему? Я сейчас выйду на улицу, дам кому-то сто долларов, пусть только придет и докажет. Кто ему поверит?

Ведущий: Кроме Вас, есть каббалисты в этом мире?

М. Лайтман: Я не хочу говорить.

Ведущий: Вы считаете, что есть? Я понимаю, что "великих" много, Интернет полон их объявлениями.

М. Лайтман: Есть, конечно.

Ведущий: Таких много, да. Но Вы считаете, что нет настоящих.

М. Лайтман: Есть каббалисты, есть много начинающих, которые вот-вот поднимутся. Есть очень много скрытых каббалистов, больших, намного выше меня, но им не дано право распространять материалы. У них другая миссия в этом мире.

Ведущий: Вы их знаете лично?

М. Лайтман: Я их знаю, чувствую.

Ведущий: Они живут по всему миру, или только в Израиле?

М. Лайтман: География не имеет значения.

Ведущий: Хорошо.

Лайтман – о себе

М. Лайтман: Люди должны понять, что двух желаний у меня вообще не существуют: не хочу ничего доказывать и оправдаться ни перед кем не хочу. Я такой, как я есть – не маленький, не большой. Так, как заявляю о себе – заявляю. Я в себе уверен, себя знаю. То, что я говорю – говорю. Не хотите, не слушайте. У каждого есть возможность выступать и заявлять о себе. Я делаю это по-своему, вы делайте, как делаете.

Я никому не докучаю критикой того, что он делает правильно, а что, на мой взгляд, не правильно. Я хотел бы делать намного лучше, но не могу, такой я.

Вполне возможно, что мои критики во многом правы: я взрывчив, нетерпелив. Есть у меня такие свойства, которые я сам хотел бы исправить, но не в состоянии. И очень может быть, что они не исправятся до самого конца. С этим я согласен, но я такой. Совершенно не верно подходить к человеку с критикой, сравнивая его с каким-то идеалом, и взвешивать его относительно этого идеала.

Я понял теорию каббалы и перенял ее практику от своего Великого Учителя, о котором никто ничего плохого сказать не может. Он был действительно Великим человеком. Никто не может с ним сравниться, тем более в наше время. Как я его понял, так и преподаю.

Я его записывал в течение двенадцати лет, пока был рядом с ним как его ученик, секретарь, помощник, товарищ – так он сам говорил. После его смерти у меня остался весь его архив, записи всех его уроков.

Были у него другие ученики, кто-то из них, может быть, понял его по-другому. Они тоже пытаются что-то сделать. Я им не мешаю ни в коем случае. Даже, наоборот, после смерти учителя я дал всем его бывшим ученикам самим сделать копии с имевшихся у меня ма

4
Отзывы: 3
Похожие публикации по теме:
Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 24. О Лайтмане и Каббале Ведущий: Добрый день! Сегодняшняя передача посвящена не совсем обычной теме: «Критика и обвинения методики каббалы по Михаилу Лайтману». Если обратиться в интернет, то можно сказать, что существуют…
Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 28 Участники беседы: Михаэль Лайтман – известный ученый-исследователь в области классической Каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World…
Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 2 Ведущий: Первый вопрос: «Что значит практиковать каббалу? То есть с учебой все понятно. А что стоит за практикой?» – спрашивает Марина из Свердловска. Это значит – на себе реализовывать то, что…
Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 29 Участники беседы: Михаэль Лайтман – известный ученый-исследователь в области классической Каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World…
Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 30 Участники беседы: Михаэль Лайтман – известный ученый-исследователь в области классической Каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World…
Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 27 Участники беседы: Михаэль Лайтман – известный ученый-исследователь в области классической Каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World…
Уважаемый гость, вы зашли на сайт как незарегистрированный посетитель. Чтобы пользоваться всеми возможностями: вносить понравившиеся публикации в свое избранное, узнавать об обновлениях, – рекомендуем зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить комментарий на сайт
Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.