» » Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 24. О Лайтмане и Каббале

Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 24. О Лайтмане и Каббале

28.11.2011 (Жизнь человека) в Жизнь и суть человека, 5 155 просмотров Ссылки. Распечатать

Жизнь и суть человекаУчастники беседы:

Михаэль Лайтманизвестный ученый-исследователь в области классической Каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World Wisdom Council), основатель международной академии Каббалы.

Ведущий, Михаил Санилевичпреподаватель международной академии Каббалы.

Ведущий: Добрый день! Сегодняшняя передача посвящена не совсем обычной теме: «Критика и обвинения методики каббалы по Михаилу Лайтману». Если обратиться в интернет, то можно сказать, что существуют две каббалистические школы: Академия каббалы под руководством М. Лайтмана и Центр каббалы Берга. Критики хватает и в адрес Академии, и в адрес Центра. Мы займемся тем, что относится лично к вам. Я отобрал наиболее типичные обвинения, а вы попытайтесь ответить на них.

М. Лайтман: В принципе, критику я люблю. И вопросы учеников – это тоже в каком-то смысле критика. Все, что вызывает вопрос – это хорошо, это помогает выяснению. Как говорится: «бойся равнодушных». Единственно что – критика должна быть чем-то обоснована, должна нести в себе созидательное начало, и тогда это очень полезно.

Ведущий: Давайте начнем.

Так как вы распространяете огромное количество статей о кризисе, о поисках выхода из него, то вас упрекают в том, что «каббала должна заниматься духовным возвышением человека, а не поисками выхода из мирового кризиса и прочими проблемами нашего мира».

М. Лайтман: То есть Лайтман – я сам могу развить это обвинение в свой адрес – начал строить свою каббалу на кризисе. Нашел «дойную корову» и доит ее, и доит... Если бы не было кризиса, то ему нечего было бы сказать, сидел бы тихо. А так: «Ах, кризис, ах, вам плохо. Я вам предлагаю каббалу, пока не поздно. А нет – будет еще хуже». Занимается страшилками, хочет на кризисе сделать себе имя, поднять свой имидж, прославить себя.

Совершенно верно. Если бы этого кризиса не было, каббала бы не раскрылась. Есть только одно «но». Каббала говорит о том, что кризис этот – он естественный, он закономерный, он должен был состояться. Об этом написано еще в книге «Зоар», об этом 250 лет назад писал Виленский Гаон, и об этом же, то есть о том, что в 1995 году начнется кризис, и одновременно с этим начнет раскрываться наука каббала, в 1945 году писал Бааль Сулам.

Когда я начал заниматься у своего учителя, у Баруха Ашлага, я не верил этому. Как-то я спросил у него: «Может быть, Бааль Сулам иносказательно написал, что через 50 лет начнется такой кризис, что человечество будет нуждаться в каббале?» «Бааль Сулам никогда не говорил просто так, – ответил он. – Ты увидишь, что будет происходить, начиная с 1995 года». Это было в 1979 году.

Почему это должно было случиться? Потому что человечество к этому времени истощит свою потребность в эгоистическом развитии, начнет убеждаться в том, что эгоизм заводит его в тупик, и дальше: или депрессия, или наркотики, или самоубийства, или неизвестно что... И вот тут раскроется каббала, для того чтобы показать человечеству: то, что здесь, в нашем эгоистическом мире, мы ощущаем безысходность – это правильно, это хорошо, и что из этого есть совсем другой выход. Произошло, что называется, осознание зла нашего эгоистического развития. Прекрасно! А сейчас нам надо начать подниматься. Не растить себя на этом уровне, на этой плоскости, а подниматься вверх.

– Я предлагала вам это, – говорит каббала, – еще в Древнем Вавилоне, когда вы были одной маленькой цивилизацией. Не захотели. Вместо этого разбрелись по миру и думали, что вам будет хорошо. Разбрелись – вам все равно плохо. Все равно достигли глобальности, интегральности, все равно должны сделать то, что должны, деваться некуда.

И поэтому, естественно, кризис во всех аспектах человеческой деятельности: наука, искусство, экономика, экология, семья, человек сам с собой, – все, что угодно. Мы развивались на основе эгоизма. Эгоизм себя истощил. Все. Дальше ничего нет. «Я не чувствую, что завтра мне будет лучше, чем сегодня. Мне не хочется развиваться, мне ничего вообще не хочется. Мне хочется, максимум, сделать сегодня для себя что-то хорошее, а завтра – гори оно огнем» – таково состояние человечества. И это тоже описано в каббале.

Так что, Лайтман совершенно откровенно использует эту ситуацию: «приобрету популярность, каббала приобретет широкую известность», и так далее. Правильно.

Ведущий: Идем дальше. «Любое движение или учение должно быть представлено в СМИ пропорционально своей популярности, иначе это насилие, и оно неприемлемо. Каббала Лайтмана представлена гораздо...»

М. Лайтман: Ну, это уж совсем не верно!

Средства массовой информации – это стопроцентное насилие. Стопроцентное! Они изначально построены на использовании человека, на полном, стопроцентном его использовании. Тот, кто платит, тот заказывает музыку, и поэтому, вообще, о насилии в средствах массовой информации нечего и говорить.

Пропагандируют какое-то новое лекарство, какой-то новый вид пищи, какую-то новую машину. Я не желаю того, что они мне навязывают, а они создают у меня искусственную потребность к тому, что хотят мне продать.

То же самое с новостями. Ни о какой достоверной информации речи быть не может, потому что она всегда подается человеком, который изначально заинтересован в той или иной информации, подается или так, как это угодно правительству, или так, как это угодно заказчику – тому, кто платит деньги. Объективности быть не может.

То есть говорить о средствах массовой информации, как о чем-то объективном, ненасильственном, – невозможно.

Теперь. Почему Лайтман использует средства массовой информации так, как он их использует? Очень мало использую! Если бы можно было использовать так, как Лайтман желает, Лайтман бы сделал просто: он бы отключил все телевидение, все радиовещание, закрыл все газеты, и оставил бы только свое телевидение, свое радио, свою газету. Заявляю откровенно.

Ведущий: Это не насилие?

М. Лайтман: Это насилие. То же самое, что хотел бы сделать любой другой. Да, это насилие. А чем я лучше или хуже других?

Если мне что-то удается, а вы этому завидуете, – я вас понимаю, сочувствую. Но что сделаешь?

Я общаюсь со многими людьми, которые занимаются изданиями газет, и книг, формированием общественного мнения, и я знаю, что все, что есть в СМИ, – это кем-то сфабриковано, с какой-то целью. Кто-то проплатил этот материал, иначе ему не нашлось бы места. Ведь СМИ должны с чего-то жить.

Ведущий: Вы тоже проплатили?

М. Лайтман: Минуточку! Я могу опубликовать то, что я не хочу? Я опубликую то, что я хочу, то, что я считаю нужным, что соответствует моему взгляду на мир, что я желаю этому миру преподнести, чем я желаю его наполнить. Конечно, я плачу. А как иначе? Я не понимаю, почему претензии ко мне, как к какой-то белой вороне? Я ни в коем случае себя таким образом не позиционирую.

Просто я открыто говорю людям, что при этом имею в виду. Конечно, то, что я предлагаю, – это против вашей природы, слышится и смотрится изначально отталкивающе (и я с этим согласен, это на самом деле так), но все же проверьте, насколько «мой товар» может быть для вас действительно полезен.

Ведущий: Дальше. Вас упрекают в том, что: «те, кто начал заниматься у Лайтмана, уделяют своим семьям гораздо меньше внимания, – в результате семьи рушатся». Вместе с такими обвинениями даются конкретные примеры.

М. Лайтман: Такие примеры действительно есть. Это естественно.

На эту тему есть очень старая каббалистическая шутка:

«Дескать, собирается каббалист к своему учителю и собирается его сосед, хасид, к своему адмору.

Хасид говорит своей жене: «Я поеду к своему ребе, я попрошу у него благословления на то, чтобы был у нас дома мир, чтобы дети были здоровы, чтоб был достаток в доме, чтобы все было хорошо». Жена ему говорит: «Езжай! Если все будет хорошо, так почему нет».

Каббалист говорит жене:

– Я должен ехать к своему учителю.

– Почему ты должен?

– Я слишком много уделяю внимания и тебе, и детям, и всяким мирским делам. Я хочу быть больше связан с Творцом, я хочу быть с Ним всем сердцем и душой.

– Сиди дома! Никуда не езжай!»

Человек старается увеличить достаток в доме, заботится о здоровье жены и детей, все свободное время посвящает семье. Это естественно, это понятно любому человеку в нашем мире, мы одобряем такие действия. А если человек отодвигает эти заботы в сторону, если его удовлетворяет то, что у него есть, и все устремление его к духовному развитию, то разве можем мы считать, что это полезно для семьи? Конечно, нет.

Для него прошлая жизнь – это жизнь животная, как будто ты находишься в каком-то загоне, и устраиваешь более нормальные условия жизни в этом загоне. Вот так он себя чувствует, а его семья не желает об этом слышать, не желает с этим примириться. Жена не понимает его, не согласна с ним, видит, что у него нет свободного времени ни на нее, ни на детей, что он куда-то вообще «улетает», и естественно возникают проблемы, конфликты.

Мы пытаемся сделать так, чтобы жена понимала, чем занят муж, согласилась с ним. В большинстве случаев, я сказал бы в 99% случаев, это удается. Но я думаю, что процент разводов у нас намного меньше, чем в обычных семьях вне каббалы, это, так сказать, совершенно неравновесные понятия. Но, действительно, единичные случаи у нас есть. Ну, а что сделаешь?

Ведущий: Следующий упрек: «Вы нигде не публикуете свои финансовые отчеты, значит, деньги разворовываются. Лайтман ведет распространение бесплатно, с одной стороны, с другой, – откуда деньги на телеканал?» У вас два телеканала в Израиле, миллионы газет, и так далее.

М. Лайтман: Видно, что деньги есть, видно, на что я их трачу. Непонятно только – откуда достаю.

У других наоборот: ясно, откуда они получают деньги, но не ясно, куда тратят (на самом деле понятно – себе в карман). А я беру деньги из своего кармана и все их трачу на распространение.

Какие могут быть претензии, я не понимаю?!

Мне завидуют: «У Лайтмана много денег!» Если бы не разворовывали, у них тоже было бы много денег на распространение. «У меня два телеканала». Да, у меня два телеканала. У меня газета. Распространяются десятки книг на десятках языках.

Ведущий: Тридцать языков, кстати говоря. На все это должны работать тысячи людей. Так откуда деньги? Кто им платит?

М. Лайтман: В моей организации работают десятки тысяч человек. Откуда деньги – я сейчас объясню.

Каждый член нашей организации, если он желает быть ее членом, если он изучает каббалу и желает ее распространения, платит десятую часть своих доходов в общую кассу (так называемый, маасер). Это подотчетные суммы. Мы – официально зарегистрированная организация. У нас все открыто, мы платим налоги, нас проверяют. Относительно юридической и финансовой стороны дела у нас все в порядке.

Но дело в том, что мы не разворовываем, потому что мы собираем только свои личные деньги, только со своих членов. Мы ни копейки не получаем ни от государственных, ни от общественных организаций, ни от посторонних частных лиц. Собранные таким образом средства мы тратим только на то, что считаем нужным – на свою организацию и на распространение каббалы в мире. И так как это идет из нашего сердца и из наших чистых личных доходов, то возникает мощная информационная волна, которая прокатывается через весь земной шар.

Ведущий: Вы один решаете, на что тратить?

М. Лайтман: Я, один, просто не могу принимать решения. На основании чего? Я должен знать, что лучше, как на это реагируют в мире, на что направить усилия в интернете, в каком виде делать телевидение, какую книгу и на каком языке лучше издать, в каком стиле.

Во всем, что касается этого мира, нужна связь со специалистами. Это духовным постижением не сделаешь.

Поэтому решения принимаются коллегиально – дирекцией. Она состоит из начальников отделов, из людей, которые занимаются этими проблемами, которые разбираются в средствах массовой информации, которые занимаются исследованием общественного мнения. То есть это происходит так, как и в любых других организациях.

Единственное что – эффективность нашего распространения обязана тому духовному заряду, который существует в нас, тому, что мы тратим на это свои собственные деньги и свои собственные добровольные усилия.

Ведущий: О добровольных усилиях. Вы сказали, что у вас миллионы учеников во всем мире. Это значит, все сдают маасер? Они вам лично посылают деньги? Их как-то принуждают к этому?

М. Лайтман: Во-первых, лично мне никто ничего не посылает. Есть бухгалтерия, которая этим официально занимается.

Во-вторых, у нас много центров. Они собирают деньги на собственные нужды, для выпуска на месте газет, проведения лекций и так далее. Естественно, они находятся в постоянной связи с нами, и решения о том, куда направить деньги, мы принимаем совместно. Мы работаем как корпорация.

Ведущий: А те, кто не сдают маасер, что с ними?

М. Лайтман: Ничего. Не сдают – так не сдают. Другое дело, что от этого зависит твое духовное продвижение. Так написано в каббале.

Существует огромное количество источников, некоторым из которых уже две-три тысячи лет. Они говорят о том, что на протяжении всей истории каббалисты сдавали маасер, для того чтобы поддерживать себя, свой центр, даже если они не занимались распространением, а просто учились сами, обучали учеников.

Ведущий: Очень часто встречаются обвинения, которые сводятся к следующему: «Каббала выдает себя за науку, но по строгим критериям наукой не является».

М. Лайтман: Большинство из моих учеников – люди с высшим образованием, среди них есть ученые, и все они могут сказать, что кабала в своем постижении мира использует чисто научные методы.

Каббала относит себя к науке, потому что четко исходит из постижения человека, из его ощущения. Более того, она является, как она сама заявляет о себе, причем абсолютно категорично, – это не Лайтман говорит, это говорит каббала в своих первоисточниках – является основой всех наук. Почему? Потому что она объясняет человеку, на основании чего и как он ощущает всю реальность – и эту, и духовную; как перейти от ощущения только этой реальности еще и к духовной; как одновременно ощущать обе реальности.

Каббала исследует материю, исследует форму материи, воздействие и отклик.

Только, единственное что. В нашем мире мы родились с нашими пятью органами чувств, и через них мы постигаем мир. Наши постижения мы записываем, и это является наукой. Каббала развивает в человеке дополнительные органы чувств – так называемую, душу. Параллельно нашим телесным пяти органам чувств – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, – параллельно им есть пять органов ощущения духовного мира: кетер, хохма, бина, зэир анпин и малхут (так они называются, не важно). Как только мы их развили до возможности ощущения нами духовного пространства, мы сразу же начинаем его исследовать.

Как происходит постижение человеком нашего мира? Пока человек не родился – не о чем говорить. Он родился – первые недели существования он ничего не понимает и не знает. Как только он начинает ощущать окружающий мир, уже можно говорить, что он начинает его постигать: это хорошо – это плохо, это близко – это далеко, это горячо – это холодно, и так далее. Он развивает свои органы чувств, и в соответствии с этим изучает окружающий мир. Из этого он строит науку.

То же самое каббалист. Он совершенствует свои органы ощущения духовного мира и таким образом постигает его.

Ведущий: То есть до того, как он их приобрел, нельзя называть каббалу наукой? Но когда он приобрел...

М. Лайтман: Нет. До того, как он их приобрел, не то, что нельзя называть каббалу наукой, – нельзя сказать, что он находится в ней.

Ведущий: В принципе, наверно, в этом вся проблема, все эти «наезды» только от этого.

М. Лайтман: Конечно. Люди не понимают, что мы имеем дело с новым уровнем мироздания, который мы постигаем по тем же принципам, что и на нашем уровне. Только сначала надо на него подняться. Вот поэтому-то и говорят: «Каббала – не наука. Где же она? О чем она говорит? Я же не чувствую».

Ты не чувствуешь, потому что ты еще «животное». Поднимись на уровень, который называется «человек», начинай себя развивать, и тогда наука, которую ты начнешь постигать, развивать в себе, будет называться «каббала».

Я думаю, что меня никто не может упрекнуть в том, что я не реальный человек. Я в этом мире очень реален. То меня упрекают в том, что я умею распространять слишком хорошо, что я слишком хорошо управляю и манипулирую этим миром, то вдруг говорят, что я существую где-то в иных измерениях. Существую в обоих измерениях и, зная Высшее измерение, могу действительно правильно понимать и это. Поэтому преуспеваю. Таков мой бизнес.

Ведущий: Сомневаюсь, что вы убедили кого-то...

М. Лайтман: А это не важно. Человека вообще ни в чем не убедишь. Я не пытаюсь ни оправдаться, ни кого-то убедить. Я пытаюсь помочь людям, у которых возникают – и правильно, если возникают – вопросы: и насчет моей лживости, и насчет распространения, и насчет моего кармана, и насчет моего знания, насчет всего. Если возникают сомнения – это очень хорошо. Хотелось бы только, чтобы это было все-таки целенаправленно – не просто какие-то сплетни, а чтобы это их вело вперед, выше, выше...

Ведущий: Вот, допустим, есть большие сомнения по поводу вашего профессорского звания, о том, откуда у вас докторская степень, и, вообще, в то время, когда вы учились, не было специальности кибернетика, и так далее...

М. Лайтман: Я поступил в Ленинградский электротехнический институт им. Ульянова (Ленина) на факультет автоматики и вычислительной техники (вычислительная техника, или кибернетика), учился там некоторое время и потом ушел. Был просто не в состоянии влезть в эту систему. Та же проблема была у меня и в школе. Я не хочу сказать, что я причисляю себя к гениальным людям, но вот именно в этом я был похож на некоторых из них. То есть я не терпел систему, которая душила меня, и хотя знал, что должен идти в институт, после восьмого класса ушел в вечернюю школу.

В институте, после второго курса ушел на вечернее отделение, а потом перешел в Северо-западный заочный политехнический институт (СЗПИ). Даже на вечернем не мог учиться. Эта «обязаловка», со всеми этими марксизмами-ленинизмами, обществоведениями и всем прочим, – это меня душило совершенно. Я хотел изучать то, что надо для специальности, но все остальное – нет. Я закончил СЗПИ по специальности «медицинская биологическая кибернетика». Это было, по-моему, в 70-м году.

Параллельно с учебой я работал в Военно-медицинской академии, но это добровольно, как студент. А потом просто работал в Институте переливания крови, на Второй Советской, в Ленинграде. Те, кому интересно, могут проверить это в архивах.

Потом я начал писать диссертацию, но вовремя остановился, потому что понял, что в науке, в тех рамках, которые тогда существовали, мне особенно делать нечего. Я не дойду до вопроса о смысле жизни – этим никто не занимается. То есть вся моя наука, которую я хотел, к которой я стремился, которая говорит о смысле жизни, – она, в принципе, сводилась к тому, чтобы строить приборы по образу и подобию человеческих органов. Все сводилось к такой механической работе, которая меня не интересовала. Ну хорошо, сделаю я прибор, который заменит селезенку, печенку. А дальше?..

Я разочаровался во всем этом, а тут открылась возможность уехать в Израиль, и я уехал. Когда я приехал сюда, то, конечно, ни о какой науке говорить не приходилось – и язык, и все прочее. Я пошел работать в военно-воздушные силы, по своей специальности. Все-таки моя специальность включала электронику, физиологию, анатомию, психологию, – в общем, все, что необходимо для исследования человека. Я начал просто зарабатывать деньги, для того чтобы содержать семью.

Ведущий: Ну, а «доктор», «профессор» – это откуда?

М. Лайтман: Когда я начал заниматься каббалой, то вопрос о научных званиях передо мной не стоял, мне это было вообще не важно. Этот вопрос возник в 1995 году, когда пришло время широкого распространения каббалы, и я активно начал этим заниматься. У людей не было к этому никакого доверия: «А кто такой Лайтман? А что он говорит?»

Для того чтобы вызвать в людях доверие к тому, что им говорит какой-то человек, который, наверно, что-то знает, надо добавить к его фамилии научные регалии – «доктор», «профессор». И поэтому я сделал диссертацию в Институте философии Российской Академии Наук. Сдавал, как и все, экзамены, причем, по предмету «каббала» получил четверку... По российским критериям я кандидат наук. Но у меня, как у иностранного защищающегося, диплом доктора наук. Я участвовал в работе института, читал лекции и поэтому получил диплом профессора.

Заявляю заранее, что я не считаю себя ни философом, ни профессором. Это все сделано специально, с одной лишь целью – распространять науку каббала. Когда в начале передачи тебя представляют: «профессор Лайтман», то – «О, это человек, который что-то знает...» А если скажешь просто: «каббалист» – «Откуда он вылез? Что он нам говорит? Что он несет?»

Ведущий: Кстати, бытует мнение, что если бы вы распространяли каббалу не как науку, а как какое-то мистическое учение, то вы достигли бы больших успехов. Наука – она, все-таки, интересует не многих.

М. Лайтман: О, да! Я уверен.

Но тут ничего не сделаешь. Правда есть правда: каббала – это не мистика. Насколько людям понадобится наука каббала, настолько они ее воспримут. Поэтому тем более необходимо, чтобы они заранее знали – это чистая наука.

А Лайтмана лучше называть просто Лайтманом. И вообще, когда мне говорят: «Лайтман сказал», – я не чувствую, что это я сказал. Потому что Лайтман – это какая-то кукла, которая вещает миру, а я себя с ней не ассоциирую. Когда я говорю: «Это надо написать под именем Лайтмана», – я не чувствую, что это я – это просто бренд. А я – человек.

Ведущий: Такой вопрос: «Нет подтверждения, что методика каббалы по Лайтману привела кого-то к духовному постижению».

М. Лайтман: А как можно доказать?

Познакомьте меня с другой методикой – той, что привела... Говорить можно все. Приведите ко мне человека, который скажет: «Я – каббалист, я вышел в Высший мир по методике Дунаевского, Путина – мне не важно кого – Ахмадинежада». Я готов проверить.

Ведущий: Все-таки, есть каббалисты, которые лечат людей, делают чудеса...

М. Лайтман: Минуточку. Это смотря что считать каббалой. Ты можешь дать любое определение. Например: «Каббала – это возможность прыгнуть в высоту на два метра».

Ведущий: Какое определение каббалы даете вы?

М. Лайтман: Каббала – раскрытие Творца человеку в этом мире. Раскрытие! Только раскрытие явное, в свойствах, которые он в себе создал.

Ведущий: Ну, в «психушках», я думаю, миллионы таких людей.

М. Лайтман: Да, там все «каббалисты».

Если у человека не существует духовных свойств, то он не понимает, кто – каббалист, а кто – нет. В этом-то и заключается сложность этой науки. Я находился среди каббалистов группы Баруха Ашлага. Я был среди них младенцем. Они меня обучали. Я понимаю, что это такое – каббалист.

Поэтому, если кто-то вдруг придет и заявит, что он каббалист, – то ведь смотря что он понимает под этим. Надо привести нас к общему знаменателю: что значит каббала, что значит постижение Высшего мира, что значит ощущение Творца, и тогда можно проверить, находишься ли ты в Высшем мире, в Высшем измерении, или нет. Потому что если существуют у меня и у тебя одинаковые свойства, одинаковые, так называемые, келим, то тогда мы можем ощутить одновременно одно и то же, говорить об этом, чувствовать друг друга.

Раскрой мне себя в Высшем мире, и я раскрою тебе себя в Высшем мире. Мы обнаружим друг друга, как мы сейчас обнаруживаем себя вот в этом помещении, мы можем назначить встречу на каком-либо духовном уровне, так же, как в этом мире мы с тобой назначаем свидание в каком-то кафе.

Ведущий: Кроме вас, есть каббалисты в этом мире?

М. Лайтман: Мне не хотелось бы говорить на эту тему, но, конечно, есть.

Есть много начинающих. Есть очень много скрытых каббалистов, больших, намного выше меня, но им не дано право распространять материалы. У них другая миссия в этом мире.

Ведущий: Они живут по всему миру, или только в Израиле? Вы их знаете лично?

М. Лайтман: Я их знаю, чувствую. География не имеет значения.

Но, опять-таки... Люди должны понять, что я не хочу ничего никому доказать и оправдаться. Я такой, каков есть. Я в себе уверен, я себя знаю. То, что я говорю – говорю. Не хотите – не слушайте. У каждого есть возможность выступать и заявлять о себе. Я делаю это так, как я делаю. Вы делайте, как делаете. Я ни к кому не лезу с критикой того, что он делает, – правильно или неправильно. Я хотел бы делать намного лучше, но не могу, – я такой.

Вполне возможно, что критики во многом правы: у меня взрывной характер, я нетерпелив, я в чем-то... Ну, есть во мне такие свойства, которые я бы сам хотел исправить, но не в состоянии, и они не исправятся у меня до самого конца, может быть. Я с этим согласен. Но я такой. Ну, так что?

А минуточку. Когда начинают подходить к человеку с критикой, вдруг начинают исходить из какого-то идеала и сравнивать его, взвешивать его относительно этого идеала. Это вообще не верно.

В меру своих сил, в той мере, в которой я понимаю, в которой я понял теорию каббалы и ее практику от своего великого учителя – это был действительно великий человек, никто не может с ним сравниться в наше время – то, как я понял, это я и преподаю.

Кто-то, может быть, понял по-другому. У него были и другие ученики, и они пытаются тоже что-то делать. Я им ни в коем случае не мешаю, даже наоборот. После смерти моего учителя у меня остался весь его архив, записи всех его уроков. Я делал эти записи в течение двенадцати лет, пока был рядом с ним как его ученик, как его секретарь, как его помощник, как его друг, как его товарищ, – так он сам говорил. Я дал сделать копии абсолютно всем его ученикам – самим, чтобы они не думали, что я что-то от них скрываю, и у всех у нас оказались одинаковые материалы. И они если желают, тоже могут заниматься распространением, как им угодно.

Кроме того, весь его архив отсканирован и выставлен у нас. Я ничего не скрываю.

Соответственно с этими материалами, с тем, что я понял и получил от своего учителя, – соответственно с этим я занимаюсь распространением и надеюсь, что делаю это максимально верно. Вот и все. Так что, вполне возможны и ошибки, вполне возможны, может быть, какие-то искажения. Не знаю. Это – я.

Ведущий: Вы можете сказать, что все, о чем вы говорите на уроках, имеет подтверждение в оригинальных источниках?

М. Лайтман: В оригинальных источниках – обязательно. На каждом уроке один из моих учеников занят тем, что в аутентичных источниках сразу же находит подтверждение тому, что я говорю, и зачитывает эти отрывки.

Ведущий: Такой вопрос: «Каббала претендует на то, что она – единственный путь в духовное, хотя за пять тысяч лет своей сознательной истории человечество открыло множество способов достижения трансперсонального опыта выхода в иные миры. Почему вы утверждаете, что это – единственных метод?»

М. Лайтман: Это невозможно доказать. Это невозможно доказать потому, что человек должен пройти в Высший мир и понять, что именно созданием келим, то есть созданием определенных свойств с помощью каббалы, он может этот Высший мир ощутить. Иначе не сможет. Он должен на себе это испытать.

Если бы человек не ощущал этого мира, ты бы смог ему что-то рассказать, доказать? То же самое относительно духовного мира. Мы не можем о нем рассуждать до тех пор, пока мы его не ощущаем. Это совершенно особое восприятие, совершенно иной разум, совершенно иные чувства, совершенно иная логика взаимосвязи между всеми частями творения. И поэтому говорить о том, что можно что-то показать, доказать, что другие методики...

Единственное, что я могу сказать. Кардинальное отличие между каббалой и остальными методиками в том, что все остальные методики находятся в плоскости этого мира и построены на работе с эгоизмом, на подавлении эгоизма. А каббала вообще не занимается эгоизмом, не имеет к нему никакого отношения. Я такой, со своими свойствами (как я говорил о себе) – я таким, наверно, останусь. Я занимаюсь только тем, чтобы приобрести новые свойства над моими сегодняшними. Какие сегодняшние – не имеет значения.

Никаких ограничений, поэтому, в каббале нет, никаких условий, никакой диеты, нет ни специальной позы, ни спортивных упражнений, ни медитаций – ничего нет. Все, что есть у тебя в этом мире, – оставь в этом мире. Вот так вот брось, и все, и начинай получать совершенно новые – потому что они должны прийти к тебе свыше – инструменты для постижения другого мира, для существования в нем.

Ведущий: Следующий упрек – и он очень часто встречается – о шестом органе чувств. Пишут, что в каббалистических источниках нет такого термина «шестой орган чувств».

М. Лайтман: Правильно, нигде не сказано: «шестой орган чувств». Просто для краткости, чтобы было понятней, я говорю «шестой», когда речь идет о развитии дополнительного органа чувств, потому что у нас их пять. Это душа – то, что мы должны в себе развить, – часть Творца свыше, свойство отдачи. Поэтому, строго говоря, это не шестой орган чувств, который добавляется к нашим пяти, – он совершенно иной.

Ведущий: Мы практически ответили на все основные упреки. Те, что остались, я могу собрать в один-два вопроса. Они связаны с иудаизмом: «запрет на изучение каббалы», «каббала неразрывно связана с иудаизмом» и так далее, и так далее.

М. Лайтман: Каббала относится ко всем религиям, включая иудаизм, как к обычаям, потому что все они находятся на уровне нашего мира и все говорят об эгоизме и об обустройстве человека в этом мире. Все, что относится к нашему миру, не относится к каббале. Это относится к религии, это относится к нашим обычаям, к нашему домострою.

Что касается «запрета», то общеизвестно, как РАБАШ принимал учеников. Я приводил к нему парней двадцати-двадцати пяти лет, с тель-авивских улиц, совершенно нерелигиозных, и они начинали сразу же изучать каббалу. Ни в коем случае от них не требовалось, чтобы они были религиозными или чтобы они сначала изучали какие-либо религиозные дисциплины.

Еще есть много вопросов. Я думаю, что мы их отложим до следующей встречи.

Что я хотел бы еще сказать.

Как известная личность, я нахожусь в центре внимания и являюсь мишенью для всевозможных нападок. Есть люди настолько недовольные мной, что подают заявления в полицию: дескать, я угрожаю кого-то убить, кого-то изнасиловал, с кем-то сожительствовал... Чего только не пишут. И я вдруг обнаружил, что это происходит не только со мной, что, вообще, как только человек становится более-менее известным, сразу же находятся миллионы людей, которые, как сторожевые собаки, бросаются на него. В полицию поступают десятки обвинений.

Я тоже столкнулся с подобной проблемой. Конечно, я сразу же потребовал проведение экспертизы, проверки на детекторе лжи и все прочее. Сразу же выяснилось, что все это, конечно, ложь. Но очень много существует, так сказать, «доброжелателей», борющихся за нравственную чистоту.

Но, в общем, это естественно. Я принимаю все эти обвинения абсолютно спокойно, меня они никоим образом не тревожат. Я готов на них постоянно отвечать, для того только, чтобы люди, которым это, может быть, мешает, сократили бы путь к истине. Они бы услышали ответ, они бы проверили, сопоставили: да – нет, а может, я в ответе вру, и так далее. Но они бы сопоставили, и это помогло бы им, сократило бы им поиск пути.

А перед теми, кто делает это просто так, – перед ними оправдываться незачем, да это и невозможно.

Но говорить об этом надо, потому что эти вопросы помогают выяснить – одновременно – и каббалу, и отношение к каббале, и нашу структуру, и все прочее. Так что, мы продолжим этим заниматься. Присылайте и каверзные вопросы, и обвинения в мой – я с удовольствием буду на них отвечать.

Я понимаю, что невозможно двигаться вперед человечеству без обвинений в сторону каббалы, потому что вся наша жизнь, вся наша природа, весь наш эгоизм – все это направлено против нее. В нас существует огромная система клипот («нечистых» сил), которая просто защищает себя от каббалы, которая любыми методами пытается ее использовать для себя, которая пытается обмануть, сбить с пути человека, в общем, любым образом настроить его против каббалы. Поэтому ответы и объяснения, которые я сегодня давал, – это, на самом деле, ответы на намного более глубокие обвинения, и объяснение намного более глубоких противоречий, которые якобы есть в каббале. Эту работу я считаю духовной, потому что она направлена именно на исправление клипот – противоположных каббале свойств.

Но в принципе, по мере продвижения каббалы, по мере ее распространения в мире, по мере продвижения человечества к своему полному исправлению возникнут еще более глубокие, более изощренные, более – вроде бы – истинные, правильные требования, всевозможные претензии к ней. Все это будет возрастать и приобретет характер огромных волн, которые прокатятся вокруг всего земного шара.

Пока этого не чувствуется. Пока это исходит от тех, кому каббала мешает по каким-то личным причинам: или зависть, или блюдут свою принадлежность к иудаизму, или угрожает их благополучию, их общественному уровню – не более того. А на самом деле все впереди.

А как в Торе написано. С одной стороны – Моше, Аарон, с другой стороны – предводители противоположных, враждебных сил – Балам, Балак. Именно в их столкновении, в противопоставлении между собой и рождается правильное выяснение каббалы.

Поэтому я буду уделять внимание подобным вопросам до тех пор, пока мы действительно не почувствуем, что исчерпали свое занятие ими.

Ведущий: То есть вы считаете, что все это на пользу людям, на пользу распространению каббалы?

М. Лайтман: На пользу. Зла в мире нет. Всё – для выяснения добра. К нему мы придем.

3
Отзывы: 1
Похожие публикации по теме:
Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 36 Тема: "Критика и обвинение методики науки каббала Михаэля Лайтмана" Обсуждаемые темы: Почему М. Лайтман говорит о кризисе? Слишком активное распространение Каббалы в СМИ – это насилие Разводы в…
Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 28 Участники беседы: Михаэль Лайтман – известный ученый-исследователь в области классической Каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World…
Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 2 Ведущий: Первый вопрос: «Что значит практиковать каббалу? То есть с учебой все понятно. А что стоит за практикой?» – спрашивает Марина из Свердловска. Это значит – на себе реализовывать то, что…
Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 30 Участники беседы: Михаэль Лайтман – известный ученый-исследователь в области классической Каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World…
Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 51. Мир выдуманный и мир реальный Обсуждаемые темы: Мир выдуманный и мир реальный Лучший вопрос Желание влияет на восприятие мира Слова Бога живого Зачем исправлять жадность? Зло как средство достижения Творца День рождения души
Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 27 Участники беседы: Михаэль Лайтман – известный ученый-исследователь в области классической Каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World…
Уважаемый гость, вы зашли на сайт как незарегистрированный посетитель. Чтобы пользоваться всеми возможностями: вносить понравившиеся публикации в свое избранное, узнавать об обновлениях, – рекомендуем зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить комментарий на сайт
Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.