» » Правильное питание. Еда и здоровое питание. Часть 2

Правильное питание. Еда и здоровое питание. Часть 2

27.10.2011 (Сергей Сергеев) в Здоровое питание, 4 505 просмотров Ссылки. Распечатать

Еда и здоровое питаниеЕ. Литварь: Сегодня в мире наблюдается очень интересная тенденция: общество, особенно в развитых странах, жиреет на глазах. Откуда это идет?

М. Лайтман: По-моему, мы с этого начали нашу беседу. С одной стороны, человек находится под влиянием общества, главный девиз которого: потребляй, потребляй, потребляй... Желания человека, в том числе и вкусовые, настолько взвинчены, что он обязан их удовлетворять. Ведь каждый из нас когда-то не хотел употреблять какие-то виды пищи, которые сегодня мы с удовольствием употребляем – привыкли. Общество навязывает нам это. Пищевая промышленность предлагает нам все новые и новые виды пищи. Я никогда не стремился вкушать китайскую кухню или итальянскую, а меня приучили к этому. Теперь я желаю эти блюда.

С другой стороны, как я уже сказал, это внутренняя неудовлетворенность, чисто психологическая, которая вынуждает человека, если он не может себя наполнить на духовном уровне, наполнять себя на животном.

Все же в нашем мире полнота человека еще ни о чем не говорит, потому что существуют разные слои общества, разные стремления, разные возможности. Эгоизм, в общем, толкает человека к тому, что лучше перебрать, чем недобрать. Но, кроме того, у человека существует более высокий вид анализа: кроме анализа «сладкое – горькое», анализ «правда – ложь» – то, что полезно, и то, что вредно.

Совместить эти два вида анализа – в этом заключается вся наука правильного поведения человека.

Е. Литварь: Анализ «сладкое – горькое». Что вы имеете в виду?

М. Лайтман: Вы притягиваетесь к тому, что дает вам удовольствие, и автоматически отталкиваетесь от того, что вам неприятно. Так вы действуете постоянно. Кроме этого, существует второй вид анализа отношения человека с окружающим миром – «правда – ложь», где правда – это то, что полезно мне на самом деле...

Но если сладкое или горькое я могу ощущать, для этого существуют мои животные, телесные сенсоры восприятия, разум, я могу этот анализ выполнить в себе абсолютно четко, то, как я могу выполнить второй вид анализа – «правда – ложь»?

Для этого мне надо подняться с уровня животного на уровень человека. Внутренний анализ человека «правда – ложь» всегда должен главенствовать над его естественным, животным анализом «сладкое – горькое», и тогда он будет правильно двигаться к цели, которую себе представляет как самую важную в жизни, не будет, естественно, злоупотреблять пищей, полнеть...

М. Санилевич: Есть серия вопросов, относительно использования названий продуктов питания в Торе, например, при описании выхода из Египта.

М. Лайтман: Если бы мы представляли, что значит «выход человека из Египта», то смогли бы понять, почему, находясь в Египте, человек вкушает один вид пищи, а находясь вне Египта, – совершенно другой. «Выход из Египта» – это выход человека из его эгоизма, подъем на совершенно иной духовный уровень.

Когда евреи были в египетском изгнании, они, как и египтяне питались мясом, рыбой и другими продуктами... А когда они вышли из Египта, то начали питаться манном – манной небесной. С помощью анализа «правда – ложь» человек может получить только то, что необходимо ему для духовного продвижения. Такое потребление пищи и называется манной небесной, потому что человек сопоставляет себя со своим будущим великим образом, к которому он хочет приблизиться, – стать подобным Богу.

Человек – от слова «Адам». Адам (от слова «домэ» – подобный) – подобный Богу. Все устремления человека к этому образу называются «манн», «манна небесная».

Поэтому рассказывается не о том, что именно они ели, что представляет собой эта «манна», а о том, что если ты правильно стремишься к своему духовному прообразу, тогда потребляешь пищу, необходимую для духовного роста.

М. Санилевич: Пропагандируя раздельное питание, многие ссылаются на Тору: «утром – хлеб, а вечером – мясо». Как каббала относится к этому?

М. Лайтман: Говорится не о раздельном питании в нашем мире, а о взаимодействии получения и отдачи. Иными словами (учитывая краткость нашей беседы) аллегорически описано исправление души.

Но если мы в нашем мире будем поступать соответственно с этим, то будем более здоровыми. Есть такое понятие как «падший шахарит», то есть утренний хлеб. Когда человек встает утром, самое полезное, что он может съесть – это хлеб с оливковым маслом. Окуная ломоть хлеба в оливковое масло, он, таким образом, насыщает себя с утра самой здоровой для организма пищей.

М. Санилевич: Стоит это соблюдать?

М. Лайтман: На сегодняшний день мы настолько вредим себе во всем остальном, что, я думаю, никакое единичное действие нам не поможет. Все должно исходить из наивысшего духовного уровня, где человек должен себя исправлять.

Человек не в состоянии искусственно за что-то держаться, это невозможно – так устроена природа. Только если ты будешь чувствовать, что в этом жизненную необходимость, то будешь выполнять постоянно.

Поэтому надо пытаться каким-то образом достучаться до сердца человека, но если нет, то лишь страдания повысят порог чувствительности. Страдания необходимы для того, чтобы заставить слушать – слушать, что надо подняться до духовного уровня и оттуда произвести исправление всех остальных, а иначе ничего не сделаешь. Ты не можешь убедить человека, которому нравится охота или рыбалка, что это плохо, или обжору, что ему не надо переедать. Да и зачем?!

М. Санилевич: Мы говорим о каббалистических книгах, и следующий вопрос: «Почему в каббалистических книгах столь много внимания уделяется совместным трапезам? Есть ли в этом действии духовный корень?»

М. Лайтман: Конечно. Трапеза на духовном уровне: ты притягиваешь Высший свет, передаешь его другим. В этом случае поглощение – не ради поглощения, а ради существования других. Поэтому у всех народов совместная трапеза олицетворяет дружбу, слияние, любовь и отдачу друг другу. Это исходит из духовного уровня.

Каббалистические трапезы заключаются во внутреннем ощущении того, что я, сидя за столом с товарищами, участвую вместе с ними в общем духовном процессе. Мы думаем о том, каким образом находимся в совместном слиянии, естественно, выше наших животных отправлений, и наши души взаимосвязаны в общей духовной конструкции, где мы совместно создаем общий сосуд для получения Высшего света, для ощущения себя в Высшем мире.

Поэтому для каббалистов – это очень большая, я бы сказал, очень непростая работа, хотя внешне: сидят люди выпивают, закусывают.

Е. Литварь: На Кавказе, если играется свадьба, то нет человека, которого бы не пригласили за стол – даже совершенно чужого, которого видят первый раз в жизни. Откуда это идет – такая открытость, желание насладить человека?

М. Лайтман: Это естественное поведение человека. Если человеку хорошо, то он получает огромное удовольствие от того, что и другим при этом будет хорошо: они включатся в его желание и добавят ему свою радость. При этом создается большее желание и большее ощущение удовольствия.

Каббала за то, чтобы все люди сели вместе за один большой стол, и чтобы этот пир – с постоянным желанием больше и больше поглощать и наслаждаться – никогда не кончался. Сидя за этим столом, ты находишься в состоянии общей любви с «сотрапезниками», при этом, «выходишь из себя» и достигаешь уровня Бога. Сказано, что эта всеобщая трапеза олицетворяет собой наполнение души светом – будущее состояние наших душ, когда наш мир поднимается до духовного уровня, а материя, сама по себе, восходит снова к своему духовному корню и в нем же и исчезает.

Е. Литварь: Наступит ли когда-нибудь такой момент, когда все человечество будет сидеть за одним столом и веселиться?

М. Лайтман: Конечно. Это произойдет на духовном уровне, и для этого обозначен определенный срок: через 230 лет, самое последнее, так обязано быть. Это абсолютно буквальная дата. Начиная от Адама, который произвел первое исправление в душе, и до последнего человека, который должен это исправление закончить, согласно духовным корням должно пройти всего лишь шесть тысяч лет.

Е. Литварь: Вы сказали: «шесть тысяч лет согласно духовным корням». В нашем мире эти шесть тысяч лет проявляются именно, как шесть тысяч лет?

М. Лайтман: В духовных мирах нет шести тысяч лет, там нет времени. В наш мир в определенной последовательности нисходят духовные силы, образуя в нем последовательность в виде дней, лет... Мы не говорим о существовании человечества и, вообще, вселенной до Адама, мы ведем отсчет от начала духовного исправления.

Мы можем закончить свое исправление, подняться своими ощущениями в Высший мир раньше, если своими желаниями привлечем духовные силы. Если же нет, то тогда страдания, которые, как мы сейчас видим, все более и более накапливаются и усиливаются, вынудят нас все равно это сделать, но очень трудным и долгим путем.

Благодаря тому, что ты берешь в руки каббалистическую книгу, начинаешь читать (ты даже можешь и не понимать, что в принципе и происходит, наверное), этого уже достаточно, чтобы на тебя начали воздействовать те силы, о которых в ней написано. Они меняют все твое внутреннее состояние, постепенно, понемногу подгоняя под духовный стандарт, где ты находишься в своем правильном образе, в исправленном состоянии.

М. Санилевич: Вы участвовали в каббалистических трапезах. Что было на столе?

М. Лайтман: Шикарные трапезы! Самые великие трапезы каббалистов – они действительно существовали в духовном мире одновременно с нашим – состояли из нарезанного лука, даже не оливкового, а подсолнечного масла, как более дешевого, перца, соли, или стакана местного пива, или полстакана самого дешевого бренди, на каждого.

Каждый вечер, после хорошего трудового дня собирались пожилые люди – мне тогда было 35 лет, а им по 70 и больше. Пенсионеры, поэтому на столе были самые дешевые продукты, и этого им было достаточно.

Я не предлагаю вам подобное меню, потому что сегодня вы не почувствуете тех вкусов, которые чувствовали они, и даже я рядом с ними.

Кроме того, надо понять, что духовная работа требует расхода огромного количества энергии. Случалось, что во время занятий мой учитель, ему было 80-85 лет, должен был подняться к себе. Абсолютно обессиленный, он брал банан (в банане очень много калорий), у него всегда был их запас, и по мере того, как его съедал, он просто оживал.

М. Санилевич: Что определяет образ жизни каббалиста?

М. Лайтман: Чтобы это понять, сначала найди то, что называется душой – эту каплю единства, которая соединяет тебя со всем остальным миром, начни ее развивать и из нее начни понимать, что же такое духовное, и как оно относится к материи.

То, что каббалист постигает на том или ином уровне Высшего мира, диктует ему определенный образ существования в нашем, материальном мире. Когда он поднимается на другие ступени, меняется его поведение и в материальном мире.

М. Санилевич: Запрет кушать свинину связан с этим?

М. Лайтман: Кстати говоря, не только свинину...

Свинья никоим образом не хуже лягушек или собак. Просто в нашем мире это утрированное воплощение чего-то нечистого. Между прочим, свинья по своему устройству, по структуре частей ее тела, органов, очень близка к человеку. Мы знаем, что от нее берут очень много органов для пересадки, для создания различных частей человеческого организма.

Я могу сказать, что в соответствии с духовным корнем, есть такие души, которые не могут употреблять определенную пищу для своего духовного роста, причем пищу духовную, не материальную. Но соответственно тому, что все духовное создает в материальном мире свой отпечаток, то и в нашем мире сегодня есть соответствующие запреты.

Подойдем к этому с другой стороны.

Единая душа, называема «Адам», делится на несколько частей. Одна из частей души называется «Исраэль», другая – «народы мира» которая, в свою очередь, разделяется на много всевозможных частей, допустим: мусульмане, христиане и так далее.

Каждая из этих частей инстинктивно приняла на себя определенные ограничения в нашем мире, которые исходят из духовного мира. Мусульманам нельзя употреблять определенные виды пищи, у евреев еще больше ограничений, всем остальным можно употреблять практически все. Это говорит только о том, какой тип духовного исправления возложен на этих людей, на эти религии, но не более того.

Когда все исправятся и достигнут своего общего духовного уровня, то все ограничения отменятся. Поскольку все исправлены, и поскольку все души превращаются в одну душу – Адама, можно употреблять все, что угодно. Сказано, что та же свинья превращается в абсолютно кошерное животное.

М. Санилевич: То есть я здоровее не буду, если не буду кушать свинину?

М. Лайтман: Ничего подобного не будет! Соблюдать ограничения необходимо,чтобы соответствовать духовным законам – только лишь! Только если духовные законы тебя к этому побуждают. Сейчас есть много интересных открытий в этом направлении. Генетики постепенно начинают понимать, что это все, действительно, «завязано» на нисхождение высших сил в наш мир.

Е. Литварь: Замена мяса соевыми аналогами имеет под собой основание или нет?

М. Лайтман: Мы никогда не заменим никакой вид естественной пищи, каким-то его синтетическим или полусинтетическим суррогатом. Естественно, нам кажется, что это вроде бы белок, только в другом виде, неживотного происхождения, и он лучше.

Человечество, как обычно, делает глупости, потом обнаруживает, что это глупости, и, исправляя предыдущие, делает новые... И так далее, до тех пор, пока не приходит «на круги своя», что называется, становится умнее и ничего больше не выдумывает. На этом заканчивается его горькая история и начинается духовное возвышение. К этому мы и приходим в наше время.

М. Санилевич: Считается, что лучшие повара – мужчины. С чем это связано?

М. Лайтман: Чтобы быть поваром, причем хорошим поваром, требуется большое искусство, фантазия, я бы сказал даже, полет фантазии, и это больше развито у мужчин, чем у женщин. Женщины более здравы, реальнее, приземленнее – в этом отношении они сильнее мужчин.

Женщина более крепко связана с нашим миром, чем мужчина. То, что он, как бы, чуть-чуть приподнят над нашим миром, и дает ему возможность для полетов фантазии: великий музыкант, великий скульптор, великий повар... Никто не запрещает женщине добиться того же, а в итоге?..

Это не в обиду женщинам. Просто, таково разделение в нашем мире.

Кстати говоря, то, что женщины больше привязаны к нашему миру, в каббале олицетворяется именно тем глубоким эгоизмом, без которого невозможно исправление, без которого невозможно духовное возвышение. Поэтому, если каббалист не женат, если он не находится рядом со своей женщиной, он не может исправляться. Женщина подпитывает его изнутри таким образом, что без этой эгоистической подпитки, которая в то же время приземляет его, он не может двигаться вперед.

Во всех высоких достижениях нашего мира – правильно говорит народная поговорка – за каждым успешным мужчиной стоит женщина.

Е. Литварь: Но почему дома приготовлением пищи занимается женщина?

М. Лайтман: А потому, что она лучше знает потребности своей семьи, чем и как надо их наполнить. Когда речь идет о точечных наполнениях: это еемуж, это еедети, это ее семья – она вбирает их желания в себя и, естественно, удовлетворяет лучше, чем мужчина. Тут муж ничего не может сделать. Женщина чувствует это все изнутри, из природы. Но это только лишь в маленьком кругу: семья, деревня – неважно, что... Возможно и больше, но только, если это принадлежит ей, считается ее окружением – это ее «дом», что называется.

М. Санилевич: В иудаизме есть запрет на одновременное употребление молочных и мясных продуктов. Как каббала это объясняет?

М. Лайтман: Молочные продукты олицетворяют отдачу, а мясные олицетворяют наполнение. В нашем духовном развитии есть два совершенно разных духовных действия: отдача и получение ради отдачи, и эти два действия не могут происходить в одно и то же время. Поэтому в нашем мире и возникает такое отношение к пище.

Я за подобное отношение (если это соответствует национальности человека) хотя бы потому, что он будет уже каким-то образом поднимать себя над уровнем «сладко – горько» на уровень «правда – ложь». То есть человек не будет получать силы для исправления, если он не ест свинину, или не употребляет молоко вместе с мясом. Он не будет вызывать на себя свет исправления, потому что этот свет приходит к нему в соответствии с его намерением. Но если он в нашем мире будет выполнять действия, которые соответствуют отпечаткам его духовных исправлений, – это, все-таки, приведет его к некоторому подъему над животным расчетом к анализу на уровне Человек.

Поэтому того, кто приходит к нам заниматься каббалой, мы ни к чему не обязываем. Мы его просто начинаем обучать. Это может быть еврей, это может быть китаец – неважно кто. Все обучаются по одинаковой программе, по одним и тем же книгам. И никому не надо ничего соблюдать или не соблюдать. Единственно что – только занятия. Оттуда нисходит Высший свет, который начинает исправлять человека. И в соответствии с этим, в мере своего духовного подъема, он выбирает для себя в нашем мире правила поведения. Душа человека учит его.

Е. Литварь: Иными словами, хочет он или нет – его личное дело?

М. Лайтман: Мы обучаем человека внутренним, духовным действиям, и когда он внутри себя начинает работать, то уже сам начинает создавать свой быт в соответствии с тем духовным миром, который ему раскрывается.

Человек обязан быть самостоятельным во внутренней работе. Во всем! Абсолютно! Никоим образом нельзя его ни к чему принуждать: только лишь учись, смотри, что написано, получай объяснения. Насколько ты их впитал, насколько смог их себе объяснить, насколько это тебя обязывает, двигает в какую-то сторону, так ты и двигайся. Лишь духовное постижение, лишь раскрытие духовного мира должно дать ему возможность создать этот наш мир, обустроить его таким образом, как и духовный. В этом наше предназначение всех вместе.

Е. Литварь: Я часто слышу определение каббалы, как секты. В силу того, что вы сейчас сказали, получается, что каббала не может быть сектой по определению, именно потому, что человек поступает исключительно в рамках свободы выбора.

М. Лайтман: Я не знаю точного определения секты... Сектой может быть любая партия, сектой может быть любая религия, даже и очень большая, сектой может быть, конечно, любое замкнутое общество.

Так что каббала не может быть сектой: книги раскрыты, занятия проходят абсолютно свободно, деньги за это не берутся, насильно тебя никто не держит, не существует культа какой-то личности, начальника, которому ты должен подчиняться, которого ты обязан слушать, не существует явной иерархической структуры, вертикали, так называемой. Существуют учителя, которые тебе объясняют, что написано в книгах, но сами они при этом стараются остаться в тени.

Все эти принципы создавались каббалистами в течение веков. Они ни в коем случае не указывают на ограниченность, на клановость каббалы, на ее замкнутость. Она была скрыта от людей и начала раскрываться (об этом было написано несколько тысячелетий назад), начиная со второй половины ХХ века. Она раскрывается, потому что люди начали ощущать себя в тупике, а каббала призвана показать возможность решения проблем, стоящих перед человечеством сегодня и не более того. Хочешь – пользуйся, не хочешь – нет.

Следовательно, свобода выбора в каббале является необходимым и обязательным условием. Если человек не будет сам развиваться, развить его невозможно. Каббала говорит о духовном развитии человека. Это внутреннее развитие. Человек слушает. Читает. Один схватывает в течение полугода – понимает, о чем речь, а другой в течение пяти лет – и ничего, и «хлопает ушами». И тут ничего нельзя сделать. Ты только должен давать ему, как маленькому ребенку, порции – ложечку, за ложечкой, чтобы он постепенно вырос.

Е. Литварь: Я слышал, что каббалисты Коцка специально создавали мифы о том, что они не очень-то приличные люди. Например, в день поста они специально сыпали крошки на бороду, чтоб показать: а мы едим, мы выпиваем... С какой целью?

М. Лайтман: В принципе, каббалисты шаловливые ребята. Человек, который занимается развитием души, всегда молод, потому что душа не имеет возраста. Каббалист – как ребенок, он постоянно в поиске, он постоянно в действии, он постоянно в росте. Так это проявляется у всех каббалистов – тех, кого я только видел на своем веку (сегодня их уже нет, они все уже ушли). Человек чувствует себя легким, духовным, ему не обременительно быть вместе с этим миром, он понимает его, он видит во всем происходящем праздник. Так что для нас приготовлен весь этот мир. Это и будет самая лучшая трапеза, которая нам уготовлена.

4
Отзывы: 1
Похожие публикации по теме:
Суть денег. Все о деньгах. Беседа 1. Часть 2 М. Санилевич:  Вопрос из Интернета: где находятся духовные корни меценатства? Вопрос длинный. Я в двух словах перескажу: люди получают удовольствие, и когда они отдают, и когда они получают? Ведь…
Другой мир. Восприятие реальности - наш мир иллюзия. Часть 3 Жизнь после смерти Е. Литварь: Каббалист, находясь в нашем мире, в нашем теле воспринимает сразу два мира. Что происходит с каббалистом, когда он умирает? Как он воспринимает этот мир? М. Лайтман:…
Свобода человека. Свобода выбора. Часть 3 Е. Литварь: Может ли каббалист по собственному желанию отказаться быть каббалистом? Есть ли у него на это право? Волен ли он сделать это? М. Лайтман: На любом этапе. Е. Литварь: На любом этапе…
Суть жизни. О жизни и смерти. Часть 3 Е. Литварь: Почему религия и светская мораль считает самоубийство таким страшным и недопустимым грехом? Самоубийство отрицается потому, что человек избегает выполнения той программы, которая на него…
Грани реальности. Наука Каббала: мифы и реальность - 2. Часть 2 М. Санилевич: У меня такой вопрос: Почему Бог хочет, чтобы мы относились один к другому с любовью, с отдачей? Какая Ему разница? М. Лайтман: Ему это не надо! Это надо нам. Потому что когда я отношусь…
Грани реальности. Наука Каббала: мифы и реальность - 1. Часть 2 М. Лайтман: В мире существуют 3800 религий. Попробуем разобраться! М. Санилевич: Когда рождается ребенок, почему-то бегут к каббалисту, для того чтобы дать ему имя. М. Лайтман: К каббалисту не…
Уважаемый гость, вы зашли на сайт как незарегистрированный посетитель. Чтобы пользоваться всеми возможностями: вносить понравившиеся публикации в свое избранное, узнавать об обновлениях, – рекомендуем зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить комментарий на сайт
Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.